Двухдневный визит президента России Владимира Путина в Египет, несомненно, останется в истории как один из самых торжественных. Дополнительную помпезность событию придавали с помощью кавалерии, плакатов и мер безопасности: на каждом столбе висел портрет Путина, на каждом перекрестке стояли автоматчики, а президентский кортеж сопровождали всадники и мини-зенитная установка. И даже ответный жест: подарок, который привез Путин, — раритетный автомат Калашникова, — вполне гармонировал с обстановкой. Но еще большим подарком стало заявление российского лидера: в Египте создадут целую атомную отрасль.
Прибывший 9 февраля в Каир русский человек был бы немало удивлен. В городе через каждые 100 метров — вооруженные солдаты, под их строгим присмотром находились крыши домов, мосты и остановки транспорта. Почти на каждом столбе висел плакат с изображением президента — нет, не Египта, — России. «Путин — герой нашего времени» — гласили заголовки местной прессы. Говорят, принимающая сторона хотела организовать гостю особенно пышный прием. Однако российский МИД остудил их пыл. И без того в прессе египтян окрестили «путиноманами».
А вот строжайшие меры безопасности были вовсе не лишними. За два дня до визита Путина в аэропорту Каира нашли взрывное устройство. Да и массовые беспорядки в столице Египта не редкость.
Когда самолет российского президента приземлился, автоматчики стояли и на летном поле. У трапа высокого гостя встретил лично президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. На своем автомобиле он отвез его в Каирскую оперу. «Въезд Александра во Псков», кантата Прокофьева, звучавшая со сцены, навевала ассоциации со въездом Владимира в Каир.
Торжественности добавили и подарки, которыми обменялись президенты. Ас-Сиси преподнес серебряный картуш — пластину из драгоценного металла. Это символ власти, на котором традиционно писали имена фараонов. На этом виднелось имя Путина. А российский президент подарил то, что фельдмаршал ас-Сиси, безусловно, оценил — раритетный автомат Калашникова.
Обычно зарубежные поездки Путина длятся всего один день. Иногда пять-шесть часов. На продолжительном визите настоял ас-Сиси, желавший как можно больше времени уделить личному общению с Путиным. А Путин, в свою очередь, не мог отказать во встрече «отцу отцов, пастырю пастырей, Тринадцатому апостолу и судье всей Вселенной», как полностью именуется Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II.
Грек, родившийся на острове Крит и получивший образование в Одесском университете, патриарх прекрасно владеет русским, но с Путиным заговорил по-гречески. И о греческом. «Новый греческий премьер-министр Алексис Ципрас вас любит», — как-то вдруг сообщил он. И пожелал здоровья, уже на русском.
На торжественную встречу с ас-Сиси (надо полагать, что все предыдущие встречи были недостаточно торжественны) к президентскому дворцу машина Путина катилась в сопровождении кортежа всадников, а на пороге его встречали дети, одетые в цвета российского флага. Впечатление слегка смазало исполнение гимна России оркестром Каирской оперы. Музыканты не попадали в ноты, искажая мелодию.
Кульминацией стала песчаная буря, накрывшая и прессу, и членов делегации. Египтяне почему-то решили устроить итоговые выступления президентов не во дворце, а на улице. В какой-то момент поднялся ветер и облако песка накрыло всех участников мероприятия. Пока президенты делали заявления, костюмы членов делегации пожелтели от пыли.
Впрочем, то, что было озвучено президентом России, стоило того, чтобы запылиться. Россия намерена помочь Египту создать целую атомную отрасль, что подразумевает и строительство атомной электростанции, и подготовку кадров, и развитие науки. Путин сообщил, что увидел большие перспективы в кооперации в космической сфере и совместном использовании российской системы навигации ГЛОНАСС. Еще одна новость: Египет и страны Евразийского экономического союза создадут зону свободной торговли. О ситуации в Сирии на камеры сказали лишь пару слов.
«Хотел бы еще раз поблагодарить египетских коллег и друзей за радушие и гостеприимство, — произнес в заключение Путин. — И пожелать мира и благополучия, процветания дружественному нам египетскому народу».