Российский рынок платного контента стремительно развивается. Как сообщил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, в этом году количество пользователей, приобретавших легальный контент, увеличилось в 1,5 раза — примерно до 18 миллионов человек. В целом, по данным Минкомсвязи, этот показатель с 2012 года вырос в 4,5 раза, и через три года достигнет 30 миллионов человек.
И тратят потребители на этот вид продукции все больше. По информации компании Synovate Comcon, в первом полугодии 2015-го средний российский пользователь за три месяца заплатил за контент 691 рубль, что на 51 рубль больше по сравнению со второй половиной прошлого года.
Государственная политика
Это связано не только с усилением правосознания россиян, но и с элементарным сокращением объема пиратской информации в открытом доступе. «Объективно часть контента, доступного на нелегальных сайтах, сокращается, люди понимают, что платить за контент — это нормально, они совершенно спокойно без напряжения платят», — рассказал «Коммерсантъ FM» гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
Госполитика сильно повлияла на ситуацию. С 1 мая в России действуют поправки к антипиратскому закону (помимо сериалов и кинофильмов, ограничения распространились на книги, музыку и программное обеспечение). Теперь правообладатель может потребовать заблокировать сайт с нелегальным контентом, а затем в течение двух недель подать иск о защите своих авторских прав.
Как сообщают в Минкомсвязи, сейчас уже заблокировано более сотни сайтов, распространявших нелегальный контент. Один из самых ярких примеров — пожизненная блокировка популярного торрент-трекера rutracker.org. По данным «Акадо», доля peer-to-peer трафика (когда информация не хранится на сервере, а передается только между двумя компьютерами, именно так и работают torrent-трекеры) за третий квартал 2015 года снизилась на 3 процента — до 15 процентов. Еще в конце 2014-го его доля была 19 процентов.
И этот тренд только усилится, поскольку число заявок на блокировку пиратских ресурсов увеличивается. Один поисковик Google за последний месяц получил от правообладателей более 62 миллионов запросов на удаление веб-адресов, предположительно, с незаконным контентом. В компании подтверждают: количество запросов увеличивается. Если на неделе с 16 по 23 ноября поступили заявки более чем на 15,5 миллиона ссылок, то годом ранее в тот же период — на 8,3 миллиона. Эксперты уверены, что активная борьба государства с пиратством позволит значительно расширить возможности игроков на рынке платного контента, и в первую очередь видеоконтента.
Гибкое предложение
Представители телекоммуникационной отрасли начали реагировать на ставший очевидным тренд. В мае сотовый оператор «МегаФон» запустил полностью обновленный сервис MegaFon.TV: изменения затронули не только дизайн и функционал продукта, но и бизнес-модель, которая должна повысить популярность легального контента. Как сообщили «Ленте.ру» в компании, в основе этой бизнес-модели лежит комбинирование разных условий предоставления услуги: когда легальные фильмы и пакеты ТВ-каналов уже предоставляются в рамках тарифных планов, а также оплата киноновинок отдельно от ТВ-пакетов. При этом для абонентов оператора видеоконтент не тарифицируется, а само приложение доступно клиентам всех операторов. Этот принципиально новый подход позволяет постепенно приучить клиентов к использованию платного контента, считают в компании. В каталоге MegaFon.TV самый разнообразный легальный контент: более 130 каналов, более 500 фильмов и так далее. Теперь все это можно смотреть с различных устройств в рамках выбранного тарифного плана.
«Российский рынок платного контента находится еще на ранней стадии развития, и это одна из причин того, что у большинства пользователей пока не сформировалась привычка платить за видео. Зато есть привычка платить за мобильную связь», ― говорит Ян Кухальский, генеральный директор компании «МегаЛабс» (структура «МегаФона»). Поэтому на некоторых тарифных планах трафик мобильного интернета при просмотре MegaFon.TV в сети «МегаФон» не тарифицируется. Таким образом оператор демонстрирует, что затраты на платный контент невелики.
«В итоге "МегаФон" открывает новые возможности для всего рынка: для пользователей это означает уникальные условия просмотра видео, правообладатели в свою очередь получают принципиальное расширение каналов дистрибуции контента с опорой на особые возможности "МегаФона" в продвижении сервиса и, как следствие, новые источники доходов», — резюмирует Ян Кухальский.
Светлое будущее
В ноябре «МегаФон» отметил аномальный рост востребованности MegaFon.TV: в течение месяца на 30 процентов по сравнению к октябрю и на 35 процентов — к сентябрю. Этому, в частности, способствовало добавление платных фильмов MegaFon.TV в пакеты «Все Включено»: сейчас уже более трети клиентов MegaFon.TV — это те, кто воспользовался новым предложением (легальный контент в тарифном плане). Все больше людей смотрит фильмы в хорошем качестве, и не только на телевизорах, но и со смартфонов.
Но в компании считают, что потенциал продвижения услуги еще велик. Потенциальная аудитория MegaFon.TV — это более 73 миллионов абонентов «МегаФона», с которыми можно работать адресно и рассказывать о возможностях и преимуществах услуги, а также абоненты других операторов. В компании подчеркивают, что сервис доступен не только клиентам «МегаФона», оператор устранил свойственные телеком-рынку барьеры пользования фирменными сервисами исключительно внутри своей абонентской базы.
За «МегаФоном», скорее всего, подтянутся и другие игроки рынка мобильных услуг (пока остальные сотовые операторы из «большой тройки» предоставляют в ТВ-пакетах только линейку каналов). Операторы не могут поступить иначе, поскольку в мобильном интернете доля видео-трафика постоянно увеличивается. По данным «МегаФона», уже сегодня на него приходится более 40 процентов всего трафика в сетях операторов сотовой связи, то есть все больше и больше пользователей смотрят видео-контент через мобильный интернет.
Есть и другие стимулы для продвижения продукта. Драйвером нового сегмента может стать распространение смарт-телевизоров, в которых практически исключена возможность просмотра контрафактного продукта. Кроме того, из-за кризиса наблюдается тенденция к экономии во всех сферах потребления, особенно в развлекательной: в том числе, отказ семей от походов в обычные кинотеатры. А потребление услуг сотовой связи и мобильного интернета сохраняется на прежнем уровне. В итоге устройство с доступом в интернет становится самым бюджетным и приемлемым источником развлечений и альтернативой офлайн-кинотеатров.