«Женщины могут выбирать между сталью и золотом»

Кристиан Сельмони — о спортивных часах, ремеслах и романтичных русских

Кристиан Сельмони
Фото: пресс-служба Vacheron Constantin

На Международном салоне высокого часового искусства в Женеве (SIHH) креативный директор мануфактуры Vacheron Constantin Кристиан Сельмони рассказал «Ленте.ру» об обновленной коллекции часов Overseas, о моде на 70-е и синий цвет и о том, что он любит в России.

«Лента.ру»: Какие модели можно считать главными новинками 2016 года?

Сельмони: Год для нас очень важный, поскольку мы выпустили обновленную коллекцию Overseas. Это наша спортивная линия, подчеркивающая современную ипостась старинной мануфактуры Vacheron Constantin. Новинки предлагаются в стальных и золотых корпусах. Но главное, конечно, не корпуса, а механизмы. Над этим проектом работало около ста сотрудников мануфактуры. В коллекции пять новых калибров, из которых три совершенно новых: автоматический хронограф и два автоматических механизма — для мужчин и для женщин. В коллекции есть классика и спорт в нескольких вариантах: с тремя стрелками, с малой секундной, ультратонкие с вечным календарем и без него. Механизмы защищены от воздействия магнитных полей экранами из мягкой стали. Это часы для спортивного, элегантного и повседневного стиля. Их можно носить на каучуковом или кожаном ремешке либо на металлическом браслете, и владелец сам может менять их благодаря специально разработанной системе замены ремешка. Эта коллекция особенно близка нам потому, что развивает наши традиции спортивных часов, заложенные еще двадцать лет назад. Нынешние модели с их слегка измененным и облегченным дизайном и гравированными золотыми роторами в виде розы ветров — уже третье поколение коллекции.

А зачем вообще нужны обновления, если какая-то коллекция годами хорошо продается?

Любой компании, а особенно мануфактуре с богатой историей, нужно пространство для развития. В том виде, в каком она была раньше, Overseas не отвечала новым идеям и новым технологиям. Сегмент спортивных и повседневных часов в наши дни особенно важен для развития бизнеса. Все больше и больше людей выбирают активный образ жизни, занятия спортом. Как примерно складывается день человека в современном большом городе? Утром он — или она — идет в фитнес-зал или на пробежку, потом в офис, а после работы у него или нее может быть деловой обед, визит в театр или на вернисаж. Если этот человек не коллекционер и ценит свое время, ему удобнее сменить браслеты на одних и тех же часах, привычных и удобных. Сейчас наш клиент или клиентка может носить Overseas весь день, они будут уместны во всех ситуациях. Кстати, я советую обратить внимание на женскую версию этой коллекции: ее очертания напоминают мужские, но это часы, которые подходят современным женщинам. Им предоставлен выбор — сталь или золото, бриллианты или матированный либо полированный металл безеля.

Vacheron обычно ассоциируется с классикой и художественными ремеслами — métiers d’art.

Мы действительно делаем уникальные предметы часового искусства с применением сложных декоративных и ювелирных техник — это и гильоше, и различные виды эмали, и микроскульптура, и глиптика (резьба по цветному камню — прим. «Ленты.ру»). В этом году мы сосредоточились на Overseas, поэтому «ремесленная» коллекция Metiers d’Art Fabuleux Ornements 2016 стала вариацией моделей 2014 года: модифицированы варианты отделки, цвета орнамента. В прошлом году мы работали с горячей эмалью, выпустив часы Métiers d'Art Florilège с реалистичным изображением цветов. А в одной из прошлых коллекций мы обыграли средневековые техники гравировки по металлу, выпустив модели Métiers d’Art Mécaniques Gravées: все детали механизма покрыты прихотливой резьбой, изображающей стилизованные листья аканта, как на рыцарских доспехах. Декорирование одного механизма занимает десять рабочих дней гравера. Сейчас мы разрабатываем новые часы в этом стиле, в ближайшие месяцы появится кое-что новое, но что именно — пока не могу сказать.

Можно ли говорить об общих для всех ведущих часовых домов тенденциях в haute horlogerie?

Лучше вы мне об этом расскажите, это же любимая тема журналистов! (смеется) Если серьезно, то самый очевидный для меня тренд — это механические женские часы с усложнениями. Возможно, вам об этом уже говорили, поскольку это очевидно. Усложнения нарастают, они становятся все разнообразнее и изощреннее. Мануфактура Vacheron Constantin выпустила в минувшем году самые сложные часы в мире, так что этот тренд для нас очень органичен. Есть определенная тенденция к возвращению в моду дизайна 70-х годов — лаконичного, но абсолютно не банального. Мы подумываем об обновлениях в нашей коллекции 1972, олицетворяющей этот стиль. Что касается цветовых тенденций, то в этом году мы увлеклись синим. И не только потому, что Overseas — спортивная линия, а синий цвет традиционно ассоциируется со спортом, но и потому, что этот цвет был очень популярен в то время, когда линия появилась на свет. Впрочем, мы себя не ограничиваем, — не исключено, что уже в обозримом будущем в коллекции появятся модели с циферблатами цвета шампанского или шоколада. Если раньше спортивные часы были чуть ли не все без исключения с циферблатами синего цвета, то сейчас вполне приемлемо выбрать для них другие оттенки.

Что значат часы лично для вас? Это больше чем просто профессия?

Гораздо больше! Часы окружали меня с детских лет, и это было чудесно. Я очень люблю механические часы, поскольку понимаю, какой это высокий уровень инженерии и одновременно — ручной работы. Сколько сил, времени, внимания нужно вложить в каждую из этих крошечных вещиц! Казалось бы, так просто: я снимаю вечером часы, кладу на стол, утром встаю — а они продолжают идти как ни в чем не бывало. А ведь на самом деле это удивительно. Кроме того, это едва ли не единственная возможность для мужчины, который не носит драгоценности, выбрать для себя действительно ценную вещь.

В 2013 году Vacheron Constantin выпустил ограниченным тиражом специальную модель к юбилею ГУМа, которая сразу стала объектом желания коллекционеров. Сейчас для российской экономики не лучшие времена. Есть ли шанс, что ваша мануфактура снова что-то сделает специально для России?

Если лимитированные выпуски будут слишком частыми, они утратят свою ценность. Однако если появится столь же важный и интересный повод, мы, скорее всего, придумаем что-нибудь для России. Vacheron Constantin — старейшая швейцарская мануфактура, пережившая много разных кризисов. Теперешние проблемы затрагивают не только Россию — не все благополучно на китайском рынке люкса, в Америке и других странах. Уверен, мы обязательно реализуем интересные российские проекты. Я побывал в России, узнал о ваших традиционных ремеслах, все это очень интересно.

Кстати, о ремеслах. Вы используете японские традиционные декоративные техники, создали циферблаты по мотивам китайских вышивок и индийских манускриптов. Может быть, появится что-то, вдохновленное, скажем, ростовской финифтью или вологодским кружевом?

Разумеется, в России есть особые местные ремесла. Однако чтобы воплотить их в дизайне часов, нужно найти нечто действительно самобытное, ни на что другое не похожее. Договориться с местными мастерами о совместном проекте, постичь тонкости их ремесла. Это всегда занимает время. Сейчас мы заинтересовались тремя промыслами в России, но пока ничего не решено — я не буду говорить, какими именно. Это вопрос времени. Мы всегда открыты новому.

А что вам вообще интересно в России? Балет, музыка, супрематическое искусство?

Мне интересны ваши люди. Балетом я, честно говоря, нисколько не интересуюсь. Я не люблю ни балет, ни вообще классическую музыку. И архитектура у вас странноватая. Скажем, Красная площадь с этой церковью, похожей на разноцветные грибы. А вот народ у вас интересный. Сильные характеры. Романтичные. Немного сумасшедшие. Так что, если честно отвечать на вопрос, люди — самое привлекательное, что есть в России.

Ценности00:0220 мая

Испанская лиса

Жена диктатора Франко любила жемчуг и заставляла народ молиться за грешного мужа