Хотите видеть только хорошие новости?

Ты труп!

Как наука помогает распутать самые хитроумные преступления

Фото: Bruno Vincent / Getty

Шерлок Холмс и его дедуктивный метод определенно проиграли бы современным криминалистам. Многие перспективные технологии уже заменили «дедовские» методы и помогают ловить даже самых изощренных преступников. В связи с этим журнал Science решил поддержать ученых и раскрыл новейшие достижения научной криминалистики, способные придать расследованию преступлений объективный характер. «Лента.ру» рассказывает о самых перспективных технологиях.

Голос и личность

В громком деле добровольного патрульного Джорджа Циммермана, оправданного за убийство темнокожего подростка Трейвона Мартина, важную роль могла сыграть запись звонка в службу 911 со звуками криков. Кто кричал — убиваемый Мартин (по версии обвинения) или Циммерманн, которого подросток жестоко избивал? Специалисты по акустике сочли, что качество записи не позволяет сделать однозначный вывод.

Проблема в том, что опознание личности по голосу до сих пор не имеет строгого научного базиса. В 1960-х годах аналитики находили общие черты на спектрограммах (визуализации акустических волн). Но их субъективные суждения на основе похожих линий на картинке судьи быстро признали шарлатанством. В последние десятилетия специалисты по обработке сигналов создают автоматизированные системы, измеряющие частотный спектр речи раз в несколько миллисекунд.

Действующие более традиционным образом эксперты по фонетике разбивают записи на отдельные звуки, чтобы найти статистические закономерности, но, в конечном счете, принимают решение по своим субъективным ощущениям. Поэтому криминалисты делают ставку на объективные автоматизированные системы, при всем их несовершенстве. Изучают, как алкогольное опьянение, эмоциональное состояние и тип записывающего устройства влияют на ритм и тембр голоса. Эксперт ФБР по распознаванию речи Хиротака Накасонэ говорит, что такие системы активно применяются по ходу расследования, но суд их еще не признает.

Микробные часы смерти

В минуту смерти человека для миллиардов его микробов начинается новая жизнь. Освободившись от жесткого контроля иммунной системы, они плодятся, размножаются, набрасываясь на ткани тела. Позже к ним присоединяются бактерии из внешней среды. Генетик Джессика Меткалф (Jessica Metcalf) из Университета штата Колорадо в Боулдере стремится превратить этот мрачный процесс в точный инструмент: микробные часы, способные указать на время смерти точнее, чем температура тела, окоченение мышц и насекомые.

На первом этапе разложения трупа активнее всего пожирают его клетки бактерии из семейства Moraxellaceae — в частности, рода Acinetobacter. За ними приходит черед представителей семейства Rhizobiaceae, способных включать в состав своей биомассы азот. Эти микробы производят множество газов, которые в итоге разрывают кожу — внутрь организма попадает кислород, и власть захватывают аэробные бактерии. Тогда же начинают размножаться микроскопические черви, питающиеся микробами.

Работая с трупами мышей, Меткалф смогла определить момент смерти с точностью до трех дней — спустя три недели после смерти. Затем она и ее коллеги взяли труп человека — на одной из так называемых ферм тел, где криминалисты изучают процессы разложения. И снова «танец» микробов послужил надежным инструментом: через месяц после кончины ее момент определили с точностью до двух дней, отмечают исследователи на страницах журнала Science.

Волосы как путевой журнал

Анализ волосков в криминалистике снискал себе скверную репутацию. Раньше эксперты пытались доказать присутствие подозреваемых на месте преступления, учитывая цвет, толщину и кудрявость — однако физические характеристики волос, даже под микроскопом, слишком обманчивы. Повторное рассмотрение нескольких громких дел 1970-х годов выявило, что ДНК волос и подозреваемого отличается — и осужденных на основании этой улики пришлось оправдать.

Сейчас криминалисты предпочитают использовать волосы в следующих целях. Во-первых, кератин (основное вещество волосяного покрова головы) содержит все аминокислоты (21 штуку), однако их соотношение зависит от биохимии тела и носит индивидуальный характер. Поэтому гидролиз аминокислот дает определенный «профиль», указывающий на пол, возраст, индекс массы тела и даже происхождение человека.

Во-вторых, важную информацию предоставляют изотопы. Известно, что изотопное соотношение водорода и кислорода в питьевой воде зависит от региона, и это откладывается в волосах, выросших во время пребывания человека в том или ином месте. Например, частная криминалистическая компания Isoforensics в 2008 году выяснила, что неизвестная женщина (так называемая «Салли из Солтэра»), чей труп нашли в штате Юта в 2000 году, несколько раз перемещалась между Ютой и северо-западными районами в США незадолго до смерти. В результате ее личность идентифицировали, сопоставив со списком женщин этих районов, пропавших без вести в 2000 году.

Микробиом как улика

Криминалисты Чикагского университета несколько раз инсценировали ограбление дома своих коллег. Они брали мазки с поверхностей помещения (а также дверных ручек), искали там ДНК и изолировали один из ее участков — так называемую последовательность 16S rDNA, которая уникальна почти у всех видов бактерий. Убрав из данных следы обитателей дома (людей и кошек), ученые остались со смесью микробной ДНК воров.

Однако пока этот метод (опознание по микробиому) находится в зачаточном состоянии. Слишком много неизвестных факторов: антибиотики и другие лекарства, даже переезд из одного города в другой радикально меняют состав микробной среды человека.

Оптимисты же указывают на исследование 2015 года: ученые замерили бактерии в воздухе вокруг добровольцев, помещенных в дезинфицированное помещение. Личность нескольких из них успешно установили по микробному «облаку». Кроме того, бактериальная «флора» человека носит в высшей степени индивидуальный характер, отмечает Пер Борк (Peer Bork), сотрудник Европейской лаборатории молекулярной биологии (Гейдельберг). В первые три-четыре года жизни люди собирают из окружающей среды уникальную комбинацию бактерий и вирусов, и она более-менее сохраняется на протяжении всей жизни.

Конечно, сложнее всего определить эту «смесь» по отдельным следам и отпечаткам. По мнению Борка, одной техники 16S rDNA тут недостаточно: потребуется секвенировать всю ДНК с места преступления и все микробиомы подозреваемых — чтобы выявить даже небольшие различия между штаммами бактерий одного вида. Кроме того, потребуется создать универсальную базу данных индивидуальных микробиомов — как минимум на несколько десятков миллионов человек. Впрочем, такую базу можно формировать постепенно, по аналогии с национальным списком отпечатков пальцев.

В США уже выделили одной исследовательской группе 900 тысяч долларов на разработку базы данных на несколько десятков тысяч образцов. Особенно ученых интересуют микробные «следы» пекарей, фермеров, а также вегетарианцев. Пока даже минимальный улов 16S rDNA позволил чикагской группе определить, что один из испытуемых употребил как минимум 10 алкогольных напитков за последнюю неделю, а другой принимает таблетки от мигрени.

Самоуверенность и статистика

Главная проблема научной криминалистики — не столько несовершенство методов, сколько адекватное понимание пределов собственных возможностей. К сожалению, слишком часто в ХХ веке авторитет науки использовался обвинением для подтверждения сомнительных выводов. В десятках судебных разбирательств эксперты уверяли присяжных в «однозначности» результатов криминалистического анализа. Мало кто брал на себя задачу оценить реальную статистическую вероятность совпадения следов, отпечатков пальцев и «стволов». Только сейчас, после кризиса 2000-х годов и продолжающегося пересмотра дел в США, этому начинают уделять серьезное внимание.

00:04 16 января 2017

Натуральный звук

Как революция в мире беспроводных наушников меняет привычную реальность
Face masks depicting Russian President Vladimir Putin and U.S. President-elect Donald Trump hang for sale at a souvenir street shop in St.Petersburg, RussiaВеликий и ужасный
Почему пресса Британии и США демонизирует образ Путина
Министр обороны Саудовской Аравии принц Мухаммед объявляет о создании блокаНАТО с Кораном и гуриями
Саудовская Аравия строит собственный военный блок
People walk past the walls of Jerusalem's Old City lit in blue, white and red, colours of the French flag, in solidarity with Paris, in Jerusalem November 15, 2015Французский исход
Что заставляет евреев бежать из Пятой Республики в Израиль
Монастырь Мар Маттай«Саддам покончил бы с этим бардаком за пару недель»
Рассказ монаха древнего иракского монастыря о жизни по соседству с террористами
Лошадиные силы
Мустанги, воспитанные за решеткой, несут службу на границе
Задавить натурой
Мошенничество автоюристов пресекут натуральной компенсацией по ОСАГО
От 200 и выше
Может ли рост цен на водку снизить ее потребление
Триллион из продуктовой корзины
Российские ретейлеры подсчитали прошлогоднюю выручку
Ничего личного
О причинах закрытия печатных медиа
Морозный рейс
Как авиакомпании решают проблему нелетной погоды
Жадность не порок
На чем экономят миллиардеры
Спиральная галактика NGC 3521Их взрывы
Найден источник инопланетных сигналов
Натуральный звук
Как революция в мире беспроводных наушников меняет привычную реальность
Чужой внутри
Как раковые клетки обретают неуязвимость и медленно уничтожают человека
«Точно не для любителей джаза»
Верят ли сказке «Ла-Ла Ленда» настоящие джазмены и актрисы
Японский передовой
Как менялся празднующий 70-летний юбилей Такэси Китано
Бен Аффлек«Жалко, что сейчас так не одеваются»
Бен Аффлек о гангстерском кино и об обаянии 1920-х
Концерт Noize MC в клубе Arena Moscow.«Соскучился ли я по травле в СМИ?»
Noize MC о новом альбоме, произволе полиции и безответственности родителей
Дональд Трамп с женой Меланией и моделью Хайди Клум в 2008 годуБойкот по-голливудски
На инаугурации Трампа не будет звезд?
Хейтеры возненавидят