Хотите видеть только хорошие новости?

Последний день

Как Землю уничтожит «Звезда смерти»

Разрушение планеты звездой (в представлении художника)
Изображение: Mark A. Garlick

Астрономы продолжают наблюдать за разрушением звездой WD 1145+017 вращающихся вокруг нее экзопланет. В такую же «Звезду смерти» (или «зомби») через несколько миллиардов лет может превратиться Солнце. «Лента.ру» на примере того, что происходит прямо сейчас, рассказывает о будущем Земли и других планет Солнечной системы.

О разрушении звездой вращающейся вокруг нее планеты ученые официально сообщили 21 октября 2015 года в журнале Nature. Вокруг белого карлика WD 1145+017 по спиралеобразной траектории движется распадающийся крупный каменистый объект, осколки которого затмевают поступающий на Землю свет от звезды.

«Это то, чего человек никогда не видел, — говорит ведущий автор исследования Эндрю Вандербург из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. — Мы наблюдаем разрушение Солнечной системы». Космическую катастрофу ученые зафиксировали при помощи космического телескопа Kepler, предназначенного для поиска экзопланет транзитным методом, в рамках миссии K2.

Яркость звезды WD 1145+017 падала каждые 4,5 часа. Это позволило сделать вывод о том, что экзопланета (или то, что от нее осталось) находится на расстоянии 837 тысяч километров от светила (примерно в два раза дальше, чем Луна от Земли). Разрушающееся небесное тело — первая экзопланета, обнаруженная транзитным методом у белого карлика.

Ученые продолжали следить за WD 1145+017 с наземных обсерваторий, в частности Обсерватории имени Уиппла (в Аризоне) и Обсерватории Кека (на Гавайях). Полученные со всех телескопов данные позволили выявить несколько менее крупных тел, вращающихся вокруг WD 1145+017 с периодом 4,5-5 часов.

Прохождение экзопланеты и ее осколков по диску белого карлика снижало яркость светила до 40 процентов. Все это напоминало транзит хвоста кометы. То, что на одной орбите находится одно большое небесное тело и несколько мелких, позволило астрономам сделать вывод о разрушении звездой окружающей ее планетной системы.

Общий объем вращающегося вокруг WD 1145+017 материала сравним с размерами карликовой планеты Церера — крупнейшего объекта в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера диаметром порядка 950 километров. В новом исследовании, опубликованном 3 февраля в Astrophysical Journal Letters, ученые сообщили о том, что разрушение планеты продолжается.

В Тайской национальной обсерватории отметили, что с момента обнаружения активности в системе WD 1145+017 (примерно семь месяцев назад) доля блокированного обломками планеты света от звезды выросла с долей процента до 10-11 процентов.

Это свидетельствует о продолжающемся измельчении обломков планет. Каждая из структур в несколько раз объемнее WD 1145+017 и сформирована не монолитными твердыми породами, а облаками газа и пыли. Астрономы получили убедительные доказательства наличия вокруг WD 1145+017 шести обломков планеты. Возможно, планет было несколько. Косвенные признаки указывают на то, что всего обломков — 10-15.

Они вращаются вокруг WD 1145+017 на том же расстоянии, что и ранее обнаруженные (и позднее распавшиеся на фрагменты) небесные тела, — около 837 тысяч километров. Почему разрушается планетная система вокруг белого карлика WD 1145+017, расположенного на расстоянии в 570 световых лет от Земли в созвездии Девы, и при чем тут будущее Земли?

Белые карлики представляют собой сверхплотные образования — ядра мертвых звезд (конечная стадия эволюции не слишком массивных светил после исчерпания ими термоядерного топлива). Сбрасывая внешние оболочки, они теряют до половины своей массы и сокращаются в размерах примерно в 100 раз. Мертвые светила (температура поверхности WD 1145+017 — 880 градусов Цельсия) могут достигать размеров Земли и пребывать в таком состоянии неограниченно долго.

Перед тем как стать белым карликом, светило раздувается до огромных размеров и поглощает расположенные рядом планеты. Это приводит к тому, что в спектрах белого карлика возникают линии тяжелых элементов (кальция, кремния, магния и железа), присущих каменистым планетам. Такие линии есть и у WD 1145+017.

Экзопланета, по всей видимости, была слишком близко к светилу, из-за чего его гравитационные силы разорвали ее на части. Астрономы давно предполагали, что в окрестностях белых карликов могут обнаружиться осколки древних планетных систем. Некоторые предлагали использовать это для поисков сферы Дайсона разумных цивилизаций.

Возраст WD 1145+017 (в состоянии белого карлика) оценивается в 175 миллионов лет. Полное разрушение вращающихся вокруг него обломков произойдет примерно за миллион лет. О прошлом системы WD 1145+017 можно будет узнать только по спектру тяжелых элементов. Астрофизики предполагают, что через 7,5 миллиарда лет Солнце станет красным гигантом. Тогда его атмосфера может достичь Земли и поглотить ее.

«Наше Солнце однажды превратится в красного гиганта, уничтожив Меркурий и Венеру, а также, возможно, Землю, — говорит ведущий автор опубликованной в Astrophysical Journal Letters статьи Борис Гансик из Уорикского университета. — Потом Солнце станет белым карликом. Глядя сейчас на этого белого карлика, мы видим будущее Солнечной системы».

Осталось прикопать
Неуязвимые бактерии угрожают гибелью человечеству
Спиральная галактика NGC 3521Их взрывы
Найден источник инопланетных сигналов
Адский пепел
Что сотворило с человечеством мощнейшее в истории извержение вулкана
Лица не увидать
Пользовательницы Instagram посвящают аккаунты своим пятым точкам
«Этим парням не нужен от меня секс»
История феминистки из Абу-Даби, которая живет за счет мужчин
Дональд Трамп с женой Меланией и моделью Хайди Клум в 2008 годуБойкот по-голливудски
На инаугурации Трампа не будет звезд?
Хейтеры возненавидят