ЦРУ США опубликовало рейтинг стран c самой высокой в мире инфляцией. Одно из лидирующих мест в нем заняла Украина. Она оказалась в одной компании с Венесуэлой, Южным Суданом, Сирией и Йеменом. «Лента.ру» разбиралась, почему эти страны попали в список провалившихся.
По данным ЦРУ, Украина закончила 2015 год с ростом цен в 49 процентов. Схожую оценку в январе приводил Росстат — 43,3 процента.
Весь прошлый год страна находилась в условиях жесткого финансово-экономического кризиса. ВВП государства сократился на 10,5 процента (информация Нацбанка), совокупный внешний долг дорос до отметки 127 миллиардов долларов, при этом размер золотовалютных резервов составляет 13,5 миллиарда долларов. За 2015 год украинская гривна подешевела к доллару на 51 процент (в январе прошлого года за американскую валюту давали 15,77 гривны, в январе 2016-го — 23,78 гривны).
Девальвация гривны и резкий рост тарифов ЖКХ — вот одни из ключевых причин разгона инфляции, который привел к тяжелым социальным последствиям. Одна из депутатов Верховной Рады посетовала на то, что борщ превратился из традиционного украинского блюда в деликатес.
Финансовая устойчивость страны во многом зависит от внешней поддержки. Проблема в том, что Международный валютный фонд (МВФ) увязывает дальнейшее предоставление траншей Киеву с добросовестным урегулированием долгового спора с Москвой (украинское правительство, напомним, допустило технический дефолт по кредиту на три миллиарда долларов, предоставленному Россией). Украина уже получила от МВФ 6,7 из одобренных фондом 17,5 миллиарда долларов. Выделение оставшихся средств под вопросом.
Ранее, в феврале, Украина также вошла в пятерку самых несчастных экономик мира по версии агентства Bloomberg. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заметила, что Украина рискует стать образцом провальной экономической политики.
Впрочем, в 2016 год страна вошла с надеждой на восстановление. Международное рейтинговое агентство Fitch ждет, что ее ВВП вырастет на процент, а согласно прогнозу Нацбанка, инфляция замедлится до 12 процентов.
Африканское государство завершило 2015 год с более низкой инфляцией, чем Украина: 41,1 процента. Южный Судан — классический пример failed state, несостоявшегося государства. В 2011 году он отделился от Судана, что привело к очередной кровопролитной войне (конфликты здесь с перерывами ведутся с 1955 года). В 2012-м страна присоединилась к МВФ и Всемирному банку, став очередным финансовым реципиентом глобальных организаций. К более-менее мирному состоянию Южный Судан вернулся в 2015 году.
В общем, ни о какой экономике говорить не приходится. Кроме того, Южный Судан — сырьевое государство, оно живет за счет нефти и древесины. Проблемы очевидны: из-за обвала нефтяных котировок экспортная выручка сократилась. Она и так была скромной — в стране, по данным корпорации BP, производилось 159 тысяч баррелей в сутки, или 0,2 процента от общемировой добычи в 2014 году. Еще одна трудность заключается в том, что вся необходимая инфраструктура — трубопроводы, перерабатывающие заводы — по большей части остались в Судане, что также мешает построению независимой экономической системы.
На следующей строчке расположилась Сирия. Инфляция в Арабской Республике достигла 33,6 процента. Опять же ничего удивительного: с 2011 года в стране идет гражданская война, в 2014 году в нее активно включилась запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство». Сирия разорена этой войной. Президент Башар Асад уже подсчитал потери: «Экономический ущерб и ущерб инфраструктуре страны превышают 200 миллиардов. Экономические вопросы можно уладить, когда в Сирии стабилизируется обстановка. Но восстановление инфраструктуры потребует длительного времени».
К политической дестабилизации добавился обвал цен на нефть, которая также является важнейшим элементом сирийской экономики, а из-за войны добыча «черного золота» в стране упала с 400 до 25 тысяч баррелей в сутки.
Еще одно государство, чья экономика постепенно разрушается войной. С 2014 года в Йемене ведутся бои между сторонниками правительства и повстанцами-хоуситами (сунниты против шиитов). В 2015-м в конфликт на стороне правительственных сил вмешалась коалиция во главе с Саудовской Аравией.
Один из результатов войны — разгон инфляции до 30 процентов. Как и указанные выше Южный Судан и Сирия, Йемен страдает от сырьевого проклятия. Тем не менее оно не приносит особых денег — виной всему скромный уровень добычи (145 тысяч баррелей в день в 2014 году, по данным BP). Стране не удается даже приблизиться по уровню жизни к Саудовской Аравии или ОАЭ. В итоге Йемен превратился в своего рода дотационный регион для королевства саудитов, которое ежегодно перечисляет своему неудачливому соседу несколько миллиардов долларов.
Особое место в списке ЦРУ занимает Венесуэла. Управление поставило ее на первое место по уровню инфляции, однако аналитики так и не сумели оценить масштабы бедствия в Боливарианской Республике — графу «инфляция» ЦРУ оставило пустой. Таким образом США оставили Венесуэлу за всеми рамками, справедливо посчитав, что дела там идут несравненно хуже, чем в остальных странах. И это при том, что в стране нет войны.
«Венесуэла осталась без еды, без лекарств и без работающей правоохранительной системы», — говорил в феврале депутат парламента республики Хулио Борхес. Действительно, 30 миллионов человек оказались заложниками провальной экономической политики. Сельскохозяйственный сектор рухнул на 90 процентов, а на закупки продовольствия за рубежом просто нет денег: поток нефтедолларов иссяк в результате обвала котировок. Из-за угрозы голода в Венесуэле было введено чрезвычайное положение.
Агентство Bloomberg назвало Венесуэлу самой несчастной страной в мире с индексом 159,7 (он определяется как сумма уровня инфляции и безработицы). По данным Центрального банка Боливарианской Республики, с сентября 2014-го по сентябрь 2015-го цены выросли на 141,5 процента. Более свежих данных регулятор пока не предоставляет — видимо, возникли трудности с подсчетом. МВФ прогнозирует, что в этом году инфляция разгонится до 720 процентов.
Если исключить Венесуэлу, получается, что Россия заняла замыкающее место в десятке стран с самой высокой инфляцией. По оценке ЦРУ, рост цен составил 15,4 процента в 2015 году (для сравнения: Росстат говорит о 12,9 процентах). Россия расположилась между Туркменией (16 процентов) и Ираном (15,3 процента).
По итогам прошлого года ВВП России сократился на 3,7 процента. Ожидается, что экономика начнет восстанавливаться в третьем квартале 2016 года. Банк России полагает, что рост цен замедлится до четырех процентов в 2017 году.