Трое погибших, более двадцати пострадавших, несколько поврежденных автомобилей — таков предварительный итог массовой драки на Хованском кладбище в субботу, 14 мая. Вероятной причиной столкновения мигрантов из Средней Азии и выходцев из Северного Кавказа стал передел сфер влияния в самом большом столичном некрополе. Кладбищенские гастарбайтеры защищались от вооруженных огнестрельным оружием рэкетиров лопатами и арматурой. «Лента.ру» проанализировала возможные причины Хованщины наших дней.
Хроника противостояния
Сообщения о стрельбе поступили около 13 часов. По разным подсчетам, участниками инцидента стали от 100 до 400 человек. Для пресечения массовых беспорядков по тревоге был поднят столичный ОМОН, входящий с недавних пор в Национальную гвардию. Около 14 часов в ГУ МВД по Москве сообщили, что кладбище оцеплено полицией. Бойцы спецназа во главе с генералом Дмитрием Дейниченко приступили к зачистке территории. На месте происшествия побывал глава московской полиции Анатолий Якунин. Он заявил, что правоохранительные органы сделают все возможное, чтобы установить всех участников конфликта.
Согласно первоначальным данным, в результате ЧП лишились жизни три человека. Двоих мужчин, по свидетельствам очевидцев, сбила машина, на которой пытались скрыться с места происшествия трое участников инцидента. Третий труп был обнаружен возле северного входа на кладбище.
«Полицейским удалось задержать троих подозреваемых в убийстве. Злоумышленники пытались скрыться с места происшествия на автомобиле и задавили двоих участников инцидента», — рассказала «Интерфаксу» официальный представитель столичного полицейского главка Софья Хотина. Кстати, в машине этой троицы было изъято огнестрельное оружие.
Однако официальным данным пока противоречат свидетельства очевидцев. Как стало известно «Ленте. ру», на глазах кладбищенских работников были убиты охранник кладбища и 20-летний уроженец Таджикистана. Нападавшие застрелили их предположительно из пистолета Макарова. Что же касается пострадавших от наезда, их судьба пока точно не известна — возможно, они не погибли под колесами, а лишь получили увечья. Словом, подведение печальных итогов побоища еще впереди.
Около 17 часов официальный представитель ГУ МВД по Москве Софья Хотина сообщила о том, что конфликт полностью пресечен. Как уточнил источник «Ленты.ру» в полиции, в столкновении принимали участие выходцы из Таджикистана, Узбекистана, Северо-Кавказских и южных регионов России. В рамках мероприятий, по данным полиции, были задержаны около 50 человек (по другой информации задержанных вдвое больше). Их доставили в территориальные подразделения УВД по ТиНАО. Задержанных проверяют на причастность к беспорядкам.
Случайными жертвами кровавых событий стали и простые москвичи. В частности, споткнулась и сломала ногу 50-летняя посетительница кладбища, убегавшая с места происшествия. А в автомобиле пожилых супругов хотели укрыться двое кавказцев — налетчики разбили стекла машины, попытались вытащить москвичей из салона, помяли авто.
Надгробный камень преткновения
Главная причина конфликта была названа практически сразу после первых сообщений о массовой драке на кладбище. По предварительным данным, территория попала в сферу интересов двух сторон, желавших контролировать работы по обслуживанию погоста, и одна этническая группировка решила силовыми методами вытеснить конкурентов из бизнеса.
Обычно в таких случаях все проходит тихо, без привлечения внимания посторонних, но на сей раз передел сфер влияния напомнил размахом междоусобную войну — прежде всего еще и потому, что в мае этого года в связи с реорганизацией миграционного ведомства количество выездных проверок на объекты резко сократилось. Контроль за гастарбайтерами стал менее жестким.
«Сотрудникам раздали уведомления о том, что мы выведены за штат и мы не имеем возможности составлять протоколы, — пояснил «Ленте.ру» источник в столичном Управлении УФМС. — Естественно, этим могли воспользоваться организаторы нелегальной миграции и люди, зарабатывающие на труде иностранцев».
По словам источника, озеленение, укладка асфальта, земляные работы (чем, собственно, в основном и занимались кладбищенские работники, оказавшиеся в центре конфликта) — бизнес, приносящий огромный доход. На этот рынок труда мечтают попасть и сами гастарбайтеры, и их криминальные покровители.
Обслуживание гостями из Средней Азии таких объектов как кладбища имеет свою специфику, особенно в отдаленных местах: иностранцы здесь не только работают, но и оборудуют себе жилища прямо на территории. Например, в апреле 2011 года сотрудники ФМС вместе с московским ОМОНом в ходе проверки Троекуровского кладбища обнаружили целое поселение — выходцы из Таджикистана жили в землянках и шалашах. Со временем в подобных «апартаментах» селятся не только работники погостов, но и их знакомые и даже семьи. Кстати, там же, неподалеку от Троекуровского кладбища, было обнаружено крупное поселение нелегалов, проживавших в бомбоубежище на Дорогобужской улице.
«На сомнительных объектах часто практикуется теневая схема, при которой работодатель или иные материально заинтересованные лица руками надзорных служб оставляют иностранцев без зарплаты, — пояснил сотрудник столичной миграционной службы. — Работает иностранная бригада на совесть, а когда близится день зарплаты, в УФМС поступает сообщение о нелегалах на объекте. Выезжают инспекторы, задерживают нарушителей, выдворяют их из России. Естественно, денег работникам никто не платит либо оставляют копейки».
На сей раз использовать в игре надзорные службы не удалось, но воротилы теневого бизнеса привлекли в качестве рейдеров представителей северокавказских этнических группировок.
Не рейдерство, а рэкет
Правоохранительные органы рассматривают и другую версию ЧП — банальное вымогательство. Одним из организаторов массового побоища считают уроженца Астраханской области 1974 года рождения, который сейчас числится в розыске. Следствие не случайно так быстро определилось с фигурантом. По данным «Ленты.ру», о том, что на кладбище может быть совершено серьезное нападение, блюстителям закона стало известно за несколько дней до потасовки. Как сообщил источник в правоохранительных органах, представители кладбища больше недели назад информировали их о возможном развитии событий. Кладбище было взято под усиленное наблюдение. Однако этих мер оказалось недостаточно.
К директору Хованского кладбища в течение месяца якобы шесть раз наведывались граждане, назвавшиеся представителями северо-кавказских криминальных группировок. Они приходили с простым требованием: отдавать часть прибыли в их пользу. Всякий раз директор отказывал навязчивым посетителям. Казалось бы, времена банального рэкета давно канули в Лету. Ан нет — в лучших традициях 90-х гангстеры «забили стрелку» и для разборок пообещали нагрянуть прямо на кладбище.
Налетчики основательно подготовились. Со слов потерпевших, стрелки были одеты в бронежилеты, а на стороне агрессоров сражался настоящий интернационал: кавказцы, русские, таджики. Их целью было наказать непослушный коллектив кладбища.
Работники погоста оказались в меньшинстве. От крупного кровопролития их спасли сотрудники ОМОНа, в считанные минуты поставленные под ружье и прибывшие на место происшествия. Налетчики не рискнули оказать сопротивление Национальной гвардии. Задержанных беспрепятственно усадили в полицейские ПАЗики.
Трудоустройство иностранцев в Москве — сложный механизм. Оно никогда не проходит напрямую по схеме «работник — работодатель». В качестве посредников обычно выступают представители преступных этнических группировок. Часто трудовой трафик эти люди сопровождают по всей цепочке — от набора рекрутов в бывших советских республиках до вручения трудовому мигранту совковой лопаты или метлы. За свою помощь посредники получают хорошие комиссионные. Не исключено, что в данном случае кладбищенские работники каким-то образом решили избавиться от нахлебников. Причин такой решительности может быть несколько.
Возможно, они нашли менее жадного и более могущественного покровителя или, что более вероятно, уже настолько легализовались в России, что больше не нуждаются в услугах посредников. А бандиты, не желая терять доходы, решили действовать силовыми методами.
По предварительным данным, трое погибших — граждане среднеазиатских республик. Несмотря на то что пролилась кровь кладбищенских работников, противостоявшим им рейдерам можно смело засчитать поражение. Они так и не выполнили свою задачу и практически сожгли за собой мосты. Если учесть методику расследования подобных преступлений, участники побоища надолго вышли из игры — их бизнес-проект провалился.