Перебраться в богатейшую страну иной культуры на заработки — серьезное жизненное испытание. Далеко не каждый выдержит давление чуждой окружающей среды и сможет найти там себе место. Продолжая серию материалов о россиянах, живущих за границей, «Лента.ру» публикует историю Михаила, который переехал сначала в США, а потом — в ОАЭ.
Ничего не знал
В Ярославле я окончил педагогический университет в 2007 году. Через год после поступления в аспирантуру выиграл программу для молодых учителей Fulbright, которую спонсирует американское правительство.
Год я жил в штате Пенсильвания. Работал ассистентом преподавателя русского языка в университете города Индиана. Потом на три года перебрался в Вашингтон, занимался там маркетингом. Когда приблизилось время продления визы, мы с другом решили переехать в Дубай.
Об ОАЭ я ничего не знал. Друг предложил этот вариант, потому что не хотел возвращаться в Узбекистан, а я — в Россию. По туристической визе, заранее просмотрев лишь информацию в интернете, мы отправились обследовать местность на месяц. Вечерами курили кальян, а днем уделяли пару часов поискам вакансий. В итоге оба здесь уже четыре года.
Эмираты разные
Сюда многие приезжают как туристы, а после находят вакансию. Рабочую визу на два или три года открывают легко — буквально за две недели, после сдачи медицинских анализов. Друг устроился в магазине бижутерии, а я через полгода, в соседнем эмирате — Шардже — в русско-украинскую авиационную компанию переводчиком. В стране семь эмиратов (в каждом законы немного отличаются), и этот входит в тройку самых известных. Дубай и Абу-Даби хоть и со своей исламской культурой, но достаточно открытые. А Шарджа — самый строгий из эмиратов, тут нет алкоголя и даже кальянов.
Фирма занимается обслуживанием и ремонтом вертолетов МИ-8, их модификаций перед отправкой техники заказчикам. Часть сотрудников — из бывшего СССР. Половина документации — на английском, и я ее переводил.
Хотя компания находилась в ОАЭ, работала она по-нашему бюрократично, с задержкой зарплат и непрофессиональным подходом. Я был сотрудником отдела безопасности и контроля качества, поэтому ответственность за не обеспечение безопасности персонала могла лечь и на мои плечи. Оценив риски, я решил уйти.
Вернувшись в образовательную сферу, я занялся рекрутингом студентов и рекламой в университете в Дубае. Один из кампусов находится заграницей, а другой здесь. Теперь устроился в британскую компанию, которая занимается предоставлением степеней квалификации для бухгалтеров. По местным меркам, у меня средняя зарплата — около пяти тысяч долларов.
Главное — тусовка
Иностранцы составляют 90 процентов местного населения. Общество очень сегрегированно, и разные группы практически не контактируют друг с другом. Экспатов можно разделить на два типа: выходцы из Азии (Индии, Филиппин и Пакистана) и арабских стран (Сирии, Ливана, Иордании). Граждан ОАЭ совсем немного — около 5-10 процентов. На улицах можно наблюдать интересную смесь третьего и первого мира.
Очень много мусульманских праздников, когда все отдыхают. На Рождество, если ты христианин, можешь взять выходной. Но никто особо не празднует. В День независимости, 2 декабря, лишь украшают свои машины изображениями шейхов.
Фото предоставлено героем текста
Ну и Новый год, когда с небоскребов запускают фейерверки. Правда, в прошлом году произошел сильный пожар в небоскребе «Адрес», рядом с «Бурдж-Халифа» и «Дубай Моллом» (самым высоким зданием и самым большим торговым центром в мире).
Когда я это увидел, то и подумать не мог, что продолжится празднование. Но толпа на улицах словно не замечала пожара.
В стране нет особого национального самосознания. Население нацелено на развлечения, шопинг и зарабатывание денег. В ОАЭ очень красивый фасад: дорогие машины, небоскребы, магазины. Но за этим нищета и районы, где живут мигранты, работают на стройках за гроши.
Эмиратизация
Люди с местным гражданством прекрасно живут. Государство обеспечивает их всем, от земли до бесплатного образования, множество льгот. Некоторые фирмы по программе эмиратизации обязывают нанимать именно граждан страны, и они размещают вакансии с условием: только для местных арабов. Для них выбирают высокие должности, с хорошими зарплатами и простыми обязанностями. Большинство местных арабов ленивы и не блещут умом.
У них главные интересы — деньги и машины, а у женщин лишь один — выйти замуж. Недавно я по работе посетил женский университет и поговорил с учащимися на бухгалтеров последних курсов. Они не могли не то что ответить, чем планируют заниматься, но и даже назвать компании «большой четверки».
Образование не очень качественное и дорогое. Все завязано на иностранных брендах: Австралийский университет, Американский, Канадский и так далее. В среднем бакалавриат (четыре года) обходится в сумму порядка 70 тысяч долларов. Но некоторые родители предпочитают отправить ребенка сюда, чтобы оградить от наркотиков и алкоголя, распространенных в кампусах за границей. Считают, что здесь с этим строже. Когда я жил в США, к нам в кампус заехали студенты из Саудовской Аравии. Дорвавшись, арабы курили марихуану и пили с десяти утра.
Старикам тут не место
Лицам пенсионного возраста визы выдают очень сложно, поэтому большинство мигрантов в конце концов уезжают отсюда.
Я снимаю однокомнатную квартиру не в центре города. В год она мне обходится в 75 тысяч дирхам (около 20 тысяч долларов), плюс коммунальные счета и интернет в тысячу дирхам (около 300 долларов в месяц).
Когда только приезжаешь, непросто снять жилье, потому что нужно подписать контракт на год, оплатить несколько первых месяцев аренды и депозит. Поэтому многие пользуются услугами посредников и раскошеливаются помесячно.
Свой, чужой
Сюда очень просто приехать, найти работу за хорошие деньги. Но навсегда здесь не останешься, потому что гражданство Эмиратов ни за что не дадут.
Арабкам запрещено выходить замуж за приезжих, только мужчины могут жениться. Если это происходит, то даже ребенок не получает местное гражданство автоматически. Отец может на определенных условиях подарить его малышу. Если у пары приезжих из разных стран рождается ребенок, то он получает гражданство одного из родителей.
Рожать здесь могут только замужние. Это касается и неместных. Если женщина забеременела и попала в больницу, то после родов ее арестуют. Поэтому женщины выезжают за границу и рожают там.
Фото предоставлено героем текста
Помню, когда одна филиппинка на последнем месяце собралась улететь и даже выпила таблетки, чтобы отложить роды. Но не успела, и схватки начались прямо в аэропорту. Ее посадили в тюрьму.
Блестящие снаружи
В ОАЭ нет свободы слова. Плохие новости стараются не распространять. Историю про филиппинку все знают, но это не разглашалось. Необходимо сохранять позитивный облик страны, а подобные новости его портят. За это также можно угодить в тюрьму. Запрещены демонстрации, оппозиционные собрания, проповедование других религий (в зависимости от эмирата).
Обсуждать политический режим, нестабильную экономическую ситуацию и другие негативные новости или факторы нельзя. Я никогда этого не делаю с местными арабами. Власти стараются сохранить имидж мирной и безопасной страны. В принципе, здесь и правда безопасно.
Жара и дожди
Месяцы с октября до конца апреля можно назвать прохладными — около 25-30 градусов. По закону, если температура достигает 47,5 градусов, все строительные работы на улице прекращаются. Но зарабатывать-то надо, и официально градусник до этого уровня никогда не поднимается.
Города совершенно не подготовлены к дождям — отсутствует ливневая канализация. Даже небольшие осадки оборачиваются катастрофой. Дороги превращаются в реки, десятки тысяч машин ломаются. Доходит до того, что экстремалы катаются на водных мотоциклах прямо по парковкам.
Сейчас здесь прекрасное время. Можно съездить в пустыню, покататься по дюнам, сходить на пляж, а летом лишь дом и торговые центры — из-за невыносимой жары. Очень много развлечений для туристов — торговых центров, оснащенных огромными аквариумами и даже горнолыжным спуском. Верблюжьи скачки, различные увеселительные заведения и аттракционы...
Путешествуем дальше
Пока я был в США, никуда не ездил. Здесь у меня зарплата больше и я пользуюсь отпуском. Раз в год езжу в Ярославль, но обратно переехать меня совсем не тянет.
Когда приезжих спрашивают о планах на будущее, никто не может ответить прямо. В 2008 году здесь уже грянул кризис. Вся индустрия тут завязана на жилье. Многие уезжали из страны, бросали все. Если что-то подобное произойдет снова, я тоже могу уехать. Но возвращаться в Россию на зарплату в 300 долларов не стану.
Три года назад я познакомился здесь со своей девушкой — она бразильянка. Возможно, мы вместе переедем в какую-нибудь европейскую страну.
P.S. Авторы комментариев, оскорбляющих героя материала, отправляются в бан редакцией.