Равнение на грузовики

Российский автопром попытается выйти из кризиса на отложенном спросе

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Автомобильный рынок России готов продемонстрировать рост, правда, не равномерно по всем сегментам. Лучше дела пойдут у производителей грузовиков и автобусов, а вот спрос на легковые машины вырастет несущественно. Ожидания и прогнозы участников рынка и экспертов выяснила «Лента.ру».

Подорожная грамота

Посткризисное восстановление не будет одинаковым для всех сегментов автомобильной отрасли, считает глава Минпромторга Денис Мантуров. Его прогноз на 2017 год можно назвать сдержанно оптимистичным. «По легковым автомобилям, с учетом того, что это самый массовый сегмент, рост будет несущественный», — цитирует министра ТАСС. Что касается грузовиков и автобусов, то, по мнению Мантурова, здесь ожидается повторение результатов прошлого года.

В 2016 году, по данным агентства «Автостат», продажи новых грузовых автомобилей в России составили 53,3 тысячи штук (рост к 2015 году на 4,2 процентов). Однако это «средняя температура» по больнице: если «КамАЗ» продал 20,2 тысячи машин (плюс 15 процентов), то ГАЗ — 7,3 тысячи (плюс 2,8 процента), Ural — 2,7 тысячи (плюс 2,2 процента).

Легковые и легкие коммерческие автомобили продемонстрировали отрицательную динамику. По оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году в России было реализовано 1,42 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 11% меньше, чем в 2015-м.

Отметим, что в конце прошлого года заместитель Мантурова Василий Осьмаков говорил о планах ведомства выйти в 2017 году на 7-процентный рост производства легковых автомобилей, на 17-18 процентов увеличить выпуск грузовиков и автобусов. Для сравнения, АЕБ прогнозирует рост в сегменте легковых машин на 4 процента — до 1,48 миллиона штук. В исследовании компании EY говорится о 1,5 миллиона в этом году и 2 миллионах — к 2020-му.

Цена вопроса

Предпосылки для роста, по мнению аналитиков EY, — восстановление покупательной способности населения, низкая степень обеспеченности населения автомобилями, солидный возраст автопарка, а также развитие бизнеса в России крупными международными игроками.

Автопром поддерживает государство. Минпромторгом разработаны и реализуются антикризисные меры: автопроизводителям возмещают часть затрат, направленных на модернизацию производства и создание рабочих мест, действуют программы утилизации, trade-in, льготного лизинга и автокредитования. В прошлом году общий объем финансирования автопрома из федерального бюджета достиг 50 миллиардов рублей. В 2015-м на программы утилизации, trade-in, льготного лизинга и льготного автокредитования правительство направило 24 миллиарда рублей.

Продажи по осени считают

Зампред правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев ожидает рост продаж на рынке легковых и легких коммерческих автомобилей на 5-7 процентов по итогам 2017 года. «Это чуть выше прогнозов АЕБ, но итоги минувшего года достаточно успешные, поэтому мы даем оптимистичные прогнозы. Рост продаж начнется не ранее второго полугодия и будет обеспечен отложенным спросом, запуском новых программ господдержки и, конечно же, акциями и скидками автопроизводителей», — говорит он.

По словам Зиновьева, премиальный сегмент авторынка, в отличие от массового, традиционно меньше подвержен кризисным колебаниям. Поэтому именно от массового сегмента следует ждать роста продаж. «За последний год средний срок владения автомобилем увеличился с 3-5 лет до 4-7 лет. Если говорить о массовом сегменте, то почти половина потребителей не меняют свои автомобили на протяжении 4-5 лет. Оценивая динамику авторынка за минувшие 5-7 лет, можно прогнозировать отложенный спрос на 2017 год», — подчеркнул Зиновьев.

Демографический провал

С меньшим энтузиазмом смотрит в ближайшее будущее российского авторынка директор департамента розничных банковских продуктов и методологии ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК» Андрей Суровцев. Он исходит из того, что в «умеренно-оптимистическом сценарии» продажи новых автомобилей в этом году могут составить 1,3-1,5 миллионов штук, а с учетом подержанных машин — 1,9-2,3 миллиона.

«Стоит учесть то, что в российской экономике продолжается стагнация, хотя на сегодняшний день темпы падения сильно снизились. Кроме того, в качестве сдерживающего фактора в 2017 году может выступить демографический провал 1990-х годов — платежеспособных покупателей в самом перспективном возрасте для авторынка становится меньше», — отметил Суровцев.

На стороне оживления рынка в 2017 году, по его мнению, может сыграть ряд факторов. В частности, отложенный спрос и изношенность автопарка. По оценке экспертов средний возраст в сегменте легковых автомобилей в России составляет 12-13 лет (иномарок — 10 лет, отечественных — 15 лет). Учитывая все возрастающие расходы на ремонт, логично ожидать, что автовладельцы рано или поздно «созреют» для покупки новых машин.

По всей строгости закона

Улучшить статистику продаж способно изменение законодательства, ужесточающего правила эксплуатации. Исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин уверен: этот рычаг сегодня необходимо задействовать, чтобы исключить повторения ДТП, с тяжелыми последствиями, которые происходят из-за того, что в рейсы выходят старые, изношенные автобусы.

В меньшей степени проблема актуальна для муниципальных предприятий, чьи автобусы каждый день курсируют по своим маршрутам. Здесь все более или менее благополучно, чего не скажешь о частных перевозчиках. Они эксплуатируют автобусы средним возрастом за 20 лет. Большинство этих машин не отвечают элементарным требованиям безопасности, не соответствуют современным экологическим стандартам, напомнил Коровкин.

Если законодательство изменится, то частным перевозчикам придется обновлять свой автопарк. «В России насчитывается около 900 тысяч автобусов, и обновление парка на пять-шесть процентов в год уже изменит картинку в лучшую сторону», — резюмировал Коровкин.

Обсудить
Порошок, приходи
Жадные мексиканцы потеряли доход от марихуаны и завалили Америку героином
Кровавая ривьера
Франция отстреливает врагов по всему миру, пока никто не видит
Роберт и Грейс МугабеДедушка старый, ему все равно
Военные не дали старейшему диктатору мира править после смерти
Техасская молитва: американец расстрелял 26 человек в церкви
Что известно о преступнике и жертвах кровавой бойни
Ислам? Не моя тема!
Сербия громит мечети и держит мусульман в страхе
Абсолютное возмездие
Россия, США и Китай готовятся к третьей мировой войне
Пробила дно
Планета-пришелец расколола Землю и сдвинула континенты
Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921-1922 гг.«Обезумевшие родители отбирали еду у детей»
Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы
«Не надо меня спасать»
Звездный путешественник нашел тайное племя головорезов, ввязался в войну и выжил
Во всем виноват буй
Она мечтала о круизе с секс-рабынями, но потерялась в море с боевой подругой
Эмилио Эстевес в роли Билли КидаМалыш на миллион
Легендарный головорез Дикого Запада передал привет из прошлого
«Я уехал от российских дорог, рутины и темноты»
История жителя Челябинска, переехавшего в Калифорнию
Audi Q5 против SQ5
Пять причин купить Audi SQ5 вместо обычной Q5 (и одна против)
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
Объясняем в картинках, почему самые популярные машины в мире никуда не годятся
Далеко. Дорого. Офигенно
Как поехать в Исландию и обомлеть не только от природы
Кто делает самые эпатажные британские машины
«Рэйнджи», «Астоны» и «Роллс-Ройсы»: лучшие творения ателье Kahn Design
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Белый друг
Самые необычные туалеты мира
Это Англия, детка!
Идеальный дом можно выиграть за две тысячи рублей
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент