Равнение на грузовики

Российский автопром попытается выйти из кризиса на отложенном спросе

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Автомобильный рынок России готов продемонстрировать рост, правда, не равномерно по всем сегментам. Лучше дела пойдут у производителей грузовиков и автобусов, а вот спрос на легковые машины вырастет несущественно. Ожидания и прогнозы участников рынка и экспертов выяснила «Лента.ру».

Подорожная грамота

Посткризисное восстановление не будет одинаковым для всех сегментов автомобильной отрасли, считает глава Минпромторга Денис Мантуров. Его прогноз на 2017 год можно назвать сдержанно оптимистичным. «По легковым автомобилям, с учетом того, что это самый массовый сегмент, рост будет несущественный», — цитирует министра ТАСС. Что касается грузовиков и автобусов, то, по мнению Мантурова, здесь ожидается повторение результатов прошлого года.

В 2016 году, по данным агентства «Автостат», продажи новых грузовых автомобилей в России составили 53,3 тысячи штук (рост к 2015 году на 4,2 процентов). Однако это «средняя температура» по больнице: если «КамАЗ» продал 20,2 тысячи машин (плюс 15 процентов), то ГАЗ — 7,3 тысячи (плюс 2,8 процента), Ural — 2,7 тысячи (плюс 2,2 процента).

Легковые и легкие коммерческие автомобили продемонстрировали отрицательную динамику. По оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году в России было реализовано 1,42 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 11% меньше, чем в 2015-м.

Отметим, что в конце прошлого года заместитель Мантурова Василий Осьмаков говорил о планах ведомства выйти в 2017 году на 7-процентный рост производства легковых автомобилей, на 17-18 процентов увеличить выпуск грузовиков и автобусов. Для сравнения, АЕБ прогнозирует рост в сегменте легковых машин на 4 процента — до 1,48 миллиона штук. В исследовании компании EY говорится о 1,5 миллиона в этом году и 2 миллионах — к 2020-му.

Цена вопроса

Предпосылки для роста, по мнению аналитиков EY, — восстановление покупательной способности населения, низкая степень обеспеченности населения автомобилями, солидный возраст автопарка, а также развитие бизнеса в России крупными международными игроками.

Автопром поддерживает государство. Минпромторгом разработаны и реализуются антикризисные меры: автопроизводителям возмещают часть затрат, направленных на модернизацию производства и создание рабочих мест, действуют программы утилизации, trade-in, льготного лизинга и автокредитования. В прошлом году общий объем финансирования автопрома из федерального бюджета достиг 50 миллиардов рублей. В 2015-м на программы утилизации, trade-in, льготного лизинга и льготного автокредитования правительство направило 24 миллиарда рублей.

Продажи по осени считают

Зампред правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев ожидает рост продаж на рынке легковых и легких коммерческих автомобилей на 5-7 процентов по итогам 2017 года. «Это чуть выше прогнозов АЕБ, но итоги минувшего года достаточно успешные, поэтому мы даем оптимистичные прогнозы. Рост продаж начнется не ранее второго полугодия и будет обеспечен отложенным спросом, запуском новых программ господдержки и, конечно же, акциями и скидками автопроизводителей», — говорит он.

По словам Зиновьева, премиальный сегмент авторынка, в отличие от массового, традиционно меньше подвержен кризисным колебаниям. Поэтому именно от массового сегмента следует ждать роста продаж. «За последний год средний срок владения автомобилем увеличился с 3-5 лет до 4-7 лет. Если говорить о массовом сегменте, то почти половина потребителей не меняют свои автомобили на протяжении 4-5 лет. Оценивая динамику авторынка за минувшие 5-7 лет, можно прогнозировать отложенный спрос на 2017 год», — подчеркнул Зиновьев.

Демографический провал

С меньшим энтузиазмом смотрит в ближайшее будущее российского авторынка директор департамента розничных банковских продуктов и методологии ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК» Андрей Суровцев. Он исходит из того, что в «умеренно-оптимистическом сценарии» продажи новых автомобилей в этом году могут составить 1,3-1,5 миллионов штук, а с учетом подержанных машин — 1,9-2,3 миллиона.

«Стоит учесть то, что в российской экономике продолжается стагнация, хотя на сегодняшний день темпы падения сильно снизились. Кроме того, в качестве сдерживающего фактора в 2017 году может выступить демографический провал 1990-х годов — платежеспособных покупателей в самом перспективном возрасте для авторынка становится меньше», — отметил Суровцев.

На стороне оживления рынка в 2017 году, по его мнению, может сыграть ряд факторов. В частности, отложенный спрос и изношенность автопарка. По оценке экспертов средний возраст в сегменте легковых автомобилей в России составляет 12-13 лет (иномарок — 10 лет, отечественных — 15 лет). Учитывая все возрастающие расходы на ремонт, логично ожидать, что автовладельцы рано или поздно «созреют» для покупки новых машин.

По всей строгости закона

Улучшить статистику продаж способно изменение законодательства, ужесточающего правила эксплуатации. Исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин уверен: этот рычаг сегодня необходимо задействовать, чтобы исключить повторения ДТП, с тяжелыми последствиями, которые происходят из-за того, что в рейсы выходят старые, изношенные автобусы.

В меньшей степени проблема актуальна для муниципальных предприятий, чьи автобусы каждый день курсируют по своим маршрутам. Здесь все более или менее благополучно, чего не скажешь о частных перевозчиках. Они эксплуатируют автобусы средним возрастом за 20 лет. Большинство этих машин не отвечают элементарным требованиям безопасности, не соответствуют современным экологическим стандартам, напомнил Коровкин.

Если законодательство изменится, то частным перевозчикам придется обновлять свой автопарк. «В России насчитывается около 900 тысяч автобусов, и обновление парка на пять-шесть процентов в год уже изменит картинку в лучшую сторону», — резюмировал Коровкин.

Обсудить
Классическая история
Душевные ролики про самые красивые спорткары XX века
Машины, которые не боятся столкновений
Забытые концепт-кары: ударопрочные «Фиаты»
Побег в будущее
Говорящие рули и электрические ретрокары: будущее по версии Jaguar Land Rover
Mazda CX-5 и Renault Koleos против VW Tiguan и Skoda Kodiaq
Четыре новых кроссовера. Один тест-драйв. Ну, вы поняли