Город в кармане

Как высокие технологии могут сделать комфортной жизнь в мегаполисе

Фото: Павел Смертин / ТАСС

Во все времена города были центром цивилизации и местом притяжения молодых, талантливых и амбициозных людей. Сегодня в условиях стремительной глобализации за человеческий капитал конкурирует не только бизнес, но города и даже страны.
По прогнозам, к 2050 году доля городских жителей во всем мире вырастет с 54 до 66 процентов. Возрастающая урбанизация, с одной стороны, ставит перед политиками и властями городов крайне сложные задачи, а с другой, открывает широчайшие перспективы перед компаниями, предлагающими решения в области управления городским хозяйством.

Именно поэтому создание комфортной городской среды вошло в число приоритетных направлений стратегического развития и нашей страны. Как сформировать комфортную среду в городе независимо от его масштаба? Как в период глобализации экономики и стремления концентрировать человеческий и технологический потенциал не потерять национальный колорит? Какие технологии могут качественно изменить российские города? Какие возможности для бизнеса создает новый подход городских властей к развитию?

Подобие человека

Ответ на все эти вопросы уже найден — комфортная информационная и технологическая среда может быть создана благодаря реализации концепции «умного города». Эта концепция рассматривает город как подобие человеческого организма. «Город должен иметь глаза, уши, мозг в виде обрабатывающих центров информации, оперативные группы, которые реагируют на проблемы», — рассказал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин, выступая на ПМЭФ-2017. По его мнению, такой подход не только улучшит качество жизни горожан, но и предоставит дополнительные возможности для ведения бизнеса.

Рост проникновения мобильного интернета в городах является свидетельством нового этапа урбанизации и открывает новые возможности для жителей и предпринимателей. «Сейчас нам не нужно думать о том, как "выжить", мы можем заниматься созданием совершенно новой городской цифровой экосистемы на той инфраструктуре ЖКХ, которая была создана в последние годы», — отметил Сергей Эмдин.

По его словам, сейчас можно наблюдать интересный тренд — рост числа data-пользователей в малых городах с населением 10-50 тысяч человек, в то время как большие города уже имеют очень хорошую инфраструктуру сотовой связи и мобильного скоростного интернета. Сегодня посредством смартфона с выходом в интернет каждому жителю города стали доступны сотни приложений и онлайн-сервисов, которые улучшают качество его жизни: онлайн-банки, сервисы для заказа авиабилетов, оплаты покупок и коммунальных услуг, вызова такси и другие. Этот доступ можно расширить и на городскую инфраструктуру, которая тоже постепенно переходит в цифровой формат. «Мы видим, что ЖКХ со многими миллионами различных датчиков и устройств, которые в режиме реального времени контролируют тысячи процессов, — это большой и перспективный рынок для сотовых операторов», — подчеркнул Сергей Эмдин. По его словам, реализовать подобные решения возможно при помощи современных технологий связи 4G и 5G. «Очень многое может измениться при внедрении новых стандартов 5G. Не за горами внедрение 5G — это реально изменит ландшафт и города, и телекома, и смежных отраслей», — отметил гендиректор Tele2.

Если рассматривать «умный город» наподобие человеческого организма, то «глазами» можно назвать систему видеонаблюдения, исполнительные органы и городские службы — это «конечности и пальцы», транспортная система — «кровеносные артерии и сосуды». Мозг как орган мышления — органы муниципального управления и ситуационные центры, мозг и память — центры обработки данных (ЦОД).

При таком подходе появляется возможность не только комплексно подойти к созданию интеллектуальной системы городского хозяйства, но и сэкономить инвестиции, избежать ненужного дублирования и создания параллельных систем.

К примеру, у человека нет отдельных глаз для чтения и наблюдения за утренним восходом, так и нет смысла строить отдельные системы видеонаблюдения для транспорта и системы безопасности. Их функции можно совместить в единой системе «интеллектуального видеонаблюдения» (IVS) для нужд «умного города».

Один из самых перспективных векторов развития — интеллектуальные счетчики с дистанционным снятием показаний: они не только экономят средства, но и повышают удобство для пользователей.

Одной из перспективных технологий для РФ является дистанционное погодное регулирование. Экономия тепловой энергии при его использовании составит 30-40 процентов, так как сопровождается еще и устранением «перетопов» в теплое время — это улучшение качества жизни отдельных людей.

Изменится при внедрении технологий «умного города» и ситуация с городским освещением. Если внедрить автоматику, получится дополнительная экономия к смене ламп накаливания на светодиодные. Кроме того, будет снижена аварийность на дорогах, облегчена криминогенная обстановка. 

Системы интеллектуального транспорта и оптимальной загрузки дорог снижают затраты на 5-15 процентов — это и «умные светофоры», и динамическое регулирование скорости, и маршрутизация. Примечательно, что Россия в этом направлении не в числе отстающих: по крайне мере Москва — один из лидеров в этом отношении.

По прогнозам Bank of America Merrill Lynch, мировой объем этого рынка может достичь 1,6 триллиона долларов уже к 2020 году и вырасти до 3,5 триллиона долларов к 2026-му (Persistence Market Research).

Технологии на службе у горожан

Чтобы «умный город» эффективно и бесперебойно функционировал, необходима развитая и высокотехнологичная телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая бесперебойный доступ в интернет. Ведь концепция «умного города» не будет до конца эффективной, если ее услуги будут доступны не везде, а только в местах покрытия сети и если скорость доступа к услугам будет зависеть от того, сколько пользователей, желающих получить информацию, находится в том или ином «хот-споте».

Возможность предоставить такие услуги есть у операторов мобильной связи, ведь именно они и являются драйвером развития «умных городов» в мире. Современные мобильные технологии используются для нужд города уже в целом ряде стран: датчики на люках канализации в Испании, датчики освещенности и влажности рисовых полей в Китае, датчики на заполняемость мусорных контейнеров в Германии. Примером эффективной связи является и сеть повсеместного доступа Wi-Fi с высокой плотностью в Амстердаме. Она способна давать одновременный доступ для 53 тысяч футбольных болельщиков на стадионе Amsterdam Arena, а 20 процентов из них могут транслировать видео со своих смартфонов. Для лондонского аэропорта Heathrow реализована единая опорная сеть 4G с переносом голоса, данных и видео с поддержкой 20 тысяч терминалов IoT для различных нужд авиагавани. В Санкт-Петербурге реализуется проект «Безопасный город» — решение по облачному хранению и анализу видеофайлов с 12 тысяч камер системы наружного интеллектуального видеонаблюдения с разрешением 1080р.

Российские операторы связи уже обладают рядом технологий и данных, которые позволяют активно развивать концепцию «умного города». В частности, это сеть LTE на частотах 450 МГц (LTE-450), которая уже запущена Tele2 в шести субъектах РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Тверская и Новгородская области). Она обладает особыми возможностями для реализации концепции «умного города», так как позволяет создать надежное покрытие и обеспечить высокоскоростное защищенное соединение даже в местах сложной городской застройки, например в подвальных помещениях, подземных коммуникациях, глубоко внутри зданий (водопроводные трубы и счетчики в зданиях), в зданиях с толстыми стенами, куда сложно проникнуть другим беспроводным технологиям.

Полезными окажутся и большие массивы данных (Big Data), содержащие самые разнообразные знания о десятках миллионов клиентов. Например, статистика о перемещениях жителей по городу. Эта информация может быть полезна для анализа трафика и регулирования загруженности дорог, и она уже используется для решения городских проблем. В частности, Муниципалитет московского района Перово на основе больших данных Tele2 работает над улучшением транспортной инфраструктуры и развитием городской среды. Tele2 проанализировала данные о том, где бывают жители района, когда и по каким улицам они выезжают на работу и каким видом транспорта пользуются: автомобиль, общественный наземный транспорт, метро. Это позволило администрации соразмерно нагрузкам спланировать работу городского транспорта и снизить загруженность инфраструктуры в час пик.

Обсудить
«Большевистская сволочь хотела грабить и держаться у власти»
Почему советские люди беспомощны и слабовольны
Без бумажки ты...
Почему российским автолюбителям придется пройтись по судам
Вас здесь не лежало
За что стоит воевать в российских больницах
Ход конем: Ксения Собчак идет в президенты
Она устала от Зюганова с Жириновским и пообещала быть против всех
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки