Подмосковье испытывает целый ряд экологических проблем. Между тем Московская область — один из самых крупных регионов с более чем семимиллионным населением и первый по объемам жилищного строительства регион в России: в 2016 году на Подмосковье пришлось 11 процентов от общей площади введенного в стране жилья.
Это значит, что в перспективе в Подмосковье поселятся как минимум еще несколько миллионов граждан. Большинство — молодых, трудоустроенных в Москве — административном и финансовом центре страны. От их здоровья и благополучия, без преувеличения, зависит будущее России.
«Дом» выяснил, в какой мере соответствуют действительности заявления застройщиков, обещающих покупателям квартир и домов в Подмосковье благоприятную природную среду, что именно мешает жителям области дышать свободно и каковы на самом деле экологические перспективы региона.
Помимо жилищно-строительного лидерства, у Подмосковья есть еще одно важное с экономической точки зрения достижение — регион занимает второе место в России по объему промышленного производства (после Москвы). «На территории области сконцентрированы предприятия оборонного комплекса. Химическая промышленность региона работает в основном на привозном сырье. Производятся кислоты, минеральные удобрения, синтетическое волокно, пластмассовые изделия, лаки и краски, фармацевтические изделия», — отмечается на сайте Государственной информационной системы промышленности.
В Подмосковье уже действуют тысячи промышленных предприятий. И их будет еще больше — в области создаются особые экономические зоны, где производителям обеспечивают комфортные условия работы. В результате регион в период не самых лучших отношений России с западным политическим и бизнес-сообществом, поднялся на 12 позиций в международным инвестиционном рейтинге. Но все это промышленное процветание не может не сказываться на окружающей среде.
Интернет-форумы по недвижимости пестрят обсуждениями жилых комплексов, строящихся неподалеку от промышленных объектов. В Видном боятся коксогазового завода, в Подольске — завода алюминиевых сплавов, в Воскресенске — завода минеральных удобрений, в Щелково — завода вторичных драгоценных металлов, в Мытищах — «Метpовагонмаша». Список не бесконечный, но большой.
Доказать, что деятельность того или иного предприятия негативно влияет на здоровье проживающих поблизости граждан, довольно сложно — потребуется помощь экспертов по производственному экологическому контролю. Кроме того, нередко все показатели выбросов загрязняющих веществ в норме, а люди все равно болеют.
Московская область по итогам 2016-го попала в топ-3 регионов России по количеству выданных листов нетрудоспособности: более 60 больничных на 100 работающих человек. Хуже ситуация, как сообщил 27 июня телеканал RT, только в Ярославской области (63,6 на 100 человек). Средний по стране показатель — 43 больничных на 100 работающих граждан.
О том, что Подмосковье сильно уродует замусоренность, говорят давно и много. Основной способ утилизации отходов здесь — полигонное захоронение, которое неизбежно ведет к загрязнению окружающей среды. На территории области легально действуют около двух десятков таких полигонов, и их потенциал стремительно исчерпывается. На разрастание свалок все чаще жалуются граждане.
В ходе прямой линии с президентом 15 июня жители Балашихи заявили, что Кучинский полигон твердых бытовых отходов практически вплотную подошел к жилым домам. Глава страны распорядился закрыть свалку за месяц, но подмосковные власти успели быстрее — за неделю. И заодно приостановили работу еще одного полигона — «Каурцево» в Наро-Фоминском районе.
В целом у области есть план решения мусорной проблемы — за счет строительства мусоросжигательных заводов. Проект планируют запустить осенью 2017 года. Согласно информации на сайте правительства региона, к 2021 году построят два завода по термической переработке отходов и еще два — к 2022 году. Параллельно запустят шесть мусороперерабатывающих комплексов.
Но есть еще незаконные свалки — не менее масштабные, чем легальные. Власти Московской области оценивают нанесенный ими ущерб в 4,4 миллиарда рублей. Всего их, по состоянию на июнь 2017-го, было 52 — это только те, о которых известно чиновникам.
Необходимо также учитывать самовольно организованные мини-свалки у многочисленных дачных и коттеджных поселков, мусор на обочинах крупных трасс и мелкие грехи, вроде бутылок и пластиковых пакетов, оставленных в лесу после пикника. Стекло разлагается примерно за тысячу лет, пластик — за 100-200.
Интересно, что 20-процентая доля всероссийской мусорной кучи приходится именно на Московскую область (данные «Общественного экологического контроля России»). По статистике каждый житель Москвы и Подмосковья производит в среднем в два раза больше мусора, чем россияне в других регионах страны.
Нивелировать вредное влияние на экологическую обстановку Подмосковья могла бы сама природа — лесистость региона оценивается в 41 процент, а деревья, как известно, поглощают углекислый газ, способствуя очищению воздуха. Но и здесь не все гладко.
Чтобы не увеличивать, а хотя бы поддерживать на одном уровне площадь зеленых насаждений, их необходимо защищать. Один из способов — формирование особо охраняемых природных территорий (ООПТ) — таких, где нельзя строить ни жилье, ни склады, ни новые дороги.
Такие зоны создаются, недаром 2017-й в России объявили Годом особо охраняемых природных территорий. В Московской области уже есть четыре федеральных ООПТ, 230 ООПТ областного значения, из них государственных природных заказников — 151 и памятников природы — 79. ООПТ местного значения в регионе около 70.
Но статус охраняемой территории еще ничего не гарантирует. В границах таких зон часто обнаруживаются непонятно как и по какому праву построенные рестораны, следы деятельности сельхозпредприятий, туристические стоянки и даже жилые дома.
Кроме того, границы ООПТ могут меняться по распоряжению властей — и порой не в пользу природы. Так случилось, к примеру, с природным заказником областного значения «Леса окрестностей АБС Павловская слобода и озерно-болотный комплекс у деревни Новинки» — часть охраняемой зоны, созданной еще в 1980-х, просто «отрезали».
Тревогу забили жители расположенного поблизости поселка «Павлово-2». Когда люди покупали дома, им обещали природное окружение. «В утвержденном генплане были четко указаны зоны общего пользования, зеленые насаждения, границы особо охраняемой природной территории и линия ограничения жилой застройки от озерно-болотного комплекса, за которой не предполагалось строительства. Около первой линии обещали построить набережную и прогулочную зону», — сообщили в товариществе собственников недвижимости (ТСН) поселка.
Однако в 2015 году, по словам граждан, на берегу озера развернулась бурная деятельность — как быстро выяснилось, никак не связанная с благоустройством территории. Участок заболоченной местности засыпали грунтом и спрессовали строительной техникой. Началась подготовка земель к продаже и застройке. «Вместо красивого вида на заповедное озеро и нетронутой экологии жители получили под окнами стройку и груды мусора», — сетуют в ТСН.
«В интернете появилась информация о продаже участков непосредственно у водоема, в том месте, где согласно генеральному плану, который мне показывал продавец перед покупкой участка, должна быть набережная», — рассказал один из членов ТСН Роман Зуев.
По его словам, заказник обследовали эксперты областного министерства экологии, придя к выводу, что в связи с отсыпкой грунта на береговой линии был нарушен почвенный покров, и участок, прежде находившийся в зоне ООПТ, утратил природоохранную ценность. Его исключили из границ охраняемой территории.
В «Павлово-2» логично полагают, что все это делалось с единственной целью — застроить красивое место дорогостоящими коттеджами, чтобы выгодно их реализовать. Жители готовят иски к компании-застройщику, в свое время продавшей им дома. А заказник, по их оценкам, из-за недобросовестности бизнесменов лишился почти восьми гектаров ценных земель.
Активное строительство многоквартирных домов — тоже бич экологии Подмосковья. С одной стороны, возведение жилья рядом с Москвой позволяет гражданам приобретать квартиры по доступным, в сравнении со столичными, ценам, не теряя при этом возможности работать в пределах МКАД. По подсчетам аналитиков портала «Мир квартир», в области квадратный метр в новостройках к концу первого полугодия 2017-го стоил 81,7 тысячи рублей в среднем, в Москве — 204,3 тысячи рублей. Разница существенная. А с точки зрения транспортной доступности ряд столичных районов даже проигрывает иным городам ближнего Подмосковья.
Жилье в области возводить необходимо, и спрос на него относительно стабилен. Но несбалансированная градостроительная политика прежних лет, превалирование экономических интересов иных застройщиков над экологическими интересами региона спровоцировали уже не один природно-строительный скандал.
Последний из самых громких, впрочем, связан со строительством не жилья, а крупного индустриального объекта. Жители села Барыбино и прилегающих населенных пунктов Домодедовского района Подмосковья в июне 2017-го организовали «падение метеорита», чтобы привлечь внимание СМИ к проекту возведения крупного логистического центра.
«Яму в лесу, неподалеку от живописного поля, которое недавно, игнорируя голоса местных жителей, все-таки перевели из сельхозназначения в промышленное, мы копали 10 часов. Шесть человек с этим успешно справились, потом мы накидали туда древесный уголь, облили жидкостью для розжига костра и оставили тлеть», — пояснили активисты. Яму засняли на видео и выложили ролик в интернет. «Кратером» заинтересовались журналисты, и противники строительства рассказали им то, что действительно хотели рассказать.
«Мы неоднократно пытались достучаться до средств массовой информации, ведь это не только проблема жителей Домодедовского района, а также дачников, которые отдыхают здесь летом… И лишь когда мы придумали историю с метеоритом и наши ребята вырыли яму, запалив в ней костер, журналисты потянулись. Неужели метеорит важнее, чем экологическая катастрофа у Москвы под боком? А ведь у нас скоро будет похлеще свалки в Балашихе», — объясняют протестующие.
Они написали открытые письма и обращения в адрес политических партий, Общероссийского народного фронта, Минприроды РФ, в Генеральную прокуратуру и губернатору Московской области.
Наконец — автомобилизация. По подсчетам аналитического агентства «Автостат», Подмосковье летом 2016-го вышло на третье место по обеспеченности легковыми автомобилями — здесь на тысячу жителей приходится 347 машин. Всего, по официальным данным правительства региона, в области зарегистрировано порядка 2,5 миллиона автомобилей.
По тем же данным, в девяти городах, вплотную прилегающих к МКАД и чрезвычайно популярных среди покупателей квартир, — Балашихе, Долгопрудном, Королеве, Красногорске, Люберцах, Мытищах, Одинцово, Реутове, Химках — выявлено более 600 очагов скопления транспортных средств. Из них 581 — в жилых зонах.
Чрезмерная и обоснованная (ведь надо как-то добираться до офисов в Москве) автомобилизация населения области в первую очередь негативно сказывается на качестве воздуха. Согласно докладу «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2015 году» (более поздние версии пока не публиковались), Росгидромет зафиксировал превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе семи из 10 городов Подмосковья, где проводятся наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы.
Помимо легковых автомобилей, атмосферу портят фуры. Только на подъездах к Москве оборудованы сотни стоянок для крупного грузового транспорта. И их число будет расти. Сделать с этим ничего нельзя — въезд фур в столицу давно ограничили, а огромное население Московского региона постоянно надо снабжать продуктами и товарами первой необходимости. Проверить, не строится ли дом рядом с парковкой для десятков грузовиков, можно, изучив карту на сайте Центра безопасности движения Московской области.
В целом, по информации Росприроднадзора, приведенной в вышеупомянутом докладе, Московский регион обеспечивает Центральному федеральному округу (ЦФО) лидерство в стране по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта. На долю ЦФО приходится более четверти (26 процентов) всех выбросов от автотранспорта в России. И почти половина (46,7 процента) таких выбросов в округе — на совести Москвы и области (919,2 тысячи тонн и 771,6 тысячи тонн в год соответственно).
Таким образом, говорить о чистоте природы в Подмосковье не приходится. В экологическом рейтинге субъектов РФ, составленном «Зеленым патрулем», область заняла 83 место из 85. Но это не мешает застройщикам рекламировать регион как зону, выгодно отличающуюся от Москвы именно своей «зеленостью». Воспринимать такую рекламу всерьез с каждым годом все труднее.