По данным Homeless World Cup Foundation, в мире около 100 миллионов бездомных. В России их пять миллионов. Тем временем целые поселения в Европе, США, Африке, Азии и Южной Америке просто пустуют — в какой-то момент их оставили люди, и теперь эти миллионы крыш над головой никому не нужны, кроме сталкеров. Они фанатично исследуют заброшенные города, выкладывая леденящие кровь фото в Instagram. Посмотрим, как выглядят «Сайлент Хиллы» по всему миру.
Один из самых известных городов-призраков — Припять, расположенная в двух километрах от печально известной Чернобыльской АЭС. Поселение основали в 1970 году, а спустя 16 лет, после аварии на АЭС, его население полностью эвакуировали.
Были проведены работы по дезактивации территории города, радиационный фон здесь снизился, но Припять до сих пор относится к Чернобыльской зоне отчуждения. Сюда водят экскурсии — индивидуальные и групповые.
Кадыкчан — бывший поселок городского типа в Магаданской области — заброшен с начала 2000-х. Прежде здесь жили сотрудники предприятия по добыче каменного угля Аркагалинского месторождения.
Осенью 1996 года на местной шахте произошел взрыв, погибли несколько человек. После взрыва шахту закрыли, а людям дали денег на переселение. К 2001 году все дома здесь отключили от тепла и электричества.
Поселок Хальмер-Ю (его название в переводе с ненецкого и языка коми означает «Река в долине смерти»), основанный в середине XX века, тоже упразднили в 1996-м.
Жителей отправили в Воркуту, а территорию превратили в нечто вроде военного полигона.
Еще одно поселение-призрак в России — шахтерский поселок Пирамида, расположенный на острове Западный Шпицберген. Он законсервирован с 1998 года.
В Пирамиде добывали уголь, здесь постоянно жили около тысячи человек (для них даже построили спорткомплекс с бассейном морской воды). Сейчас сюда возят туристов, желающих посмотреть на останки советского прошлого.
У Пирамиды есть американский брат по несчастью — город Централия в штате Пенсильвания. Здесь тоже раньше поднимали угольную промышленность, но потом в шахтах начался пожар, сделавший дальнейшую добычу угля невозможной.
Жители покинули Централию в 1980-х годах. Одна из местных достопримечательностей — заброшенная автотрасса, ее особенно любят фотографировать туристы.
В США, в штате Невада, есть свой Берлин, но он мало похож на немецкий. В конце XIX века здесь нашли месторождения серебра, построили шахту и город на сотню домов. Но уже в начале следующего века, когда страну настигла так называемая паника 1907 года, люди начали покидать поселение, и через несколько лет оно полностью опустело.
Сегодня Берлин охраняется властями штата, фактически это музей. На территории работает рейнджер, который охотно отвечает на вопросы туристов и заодно смотрит, чтобы они не стащили раритеты.
Город-призрак Боди находится неподалеку, в калифорнийском округе Моно, на границе с Невадой. Члены семьи Боди добывали здесь золото, потом к ним присоединились другие золотодобытчики. В хорошие времена в Боди даже был свой квартал красных фонарей.
К концу XIX века золото подешевело, жить здесь стало невыгодно. Город долго стоял покинутым, позже его превратили в исторический парк. В Боди сохранилось больше сотни зданий, в том числе церковь, школа, отделение банка и бар. Интерьеры тоже в неплохом состоянии — благодаря сухому климату.
На фото — заброшенный шахтерский город Хамберстоун, расположенный в чилийской пустыне Атакама. На территории сохранились дома рабочих и многие общественные здания. В конце XIX века и в первой половине XX века здесь добывали селитру.
В Хамберстоуне жили и работали около трех тысяч человек, потом запасы селитры истощились, люди уехали. Но город все же не совсем призрак: сначала его объявили национальной достопримечательностью Чили, а в 2005-м даже внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сьюэлл — еще один чилийский город, оставленный шахтерами. Его основали в 1904 году и назвали в честь Бартона Сьюэлла — первого президента компании Braden Copper Co., которая добывала здесь медь. В 1970-х компания начала расселять город, и вскоре он опустел.
В 2006 году ЮНЕСКО включила Сьюэлл в список Всемирного наследия как выдающийся пример поселения, созданного в удаленном уголке мира.
В африканской пустыне Намиб, в десятке километров от Атлантического побережья, есть заброшенный город Колманскоп — в XX веке здесь в течение нескольких лет добывали алмазы. Когда их запасы иссякли, люди уехали.
Жилые дома, школу, больницу и стадион засыпало песком. Впрочем, намибийцы Колманскоп не бросают — сделали из него город-музей и с удовольствием водят сюда экскурсии.
Испанский Бельчите опустел в Гражданскую войну 1937 года, но сносить его не стали. На фасадах зданий до сих пор видны следы от пуль и снарядов.
Власти решили сделать из Бельчите музей под открытым небом, рядом построили поселок для музейных сотрудников, жизнь здесь кипит. И все же в полуразрушенных церквях жутковато...
Французский Орадур-сюр-Глан немецкие солдаты уничтожили в годы Второй мировой войны. Летом 1944-го партизаны захватили штурмбаннфюрера Гельмута Кемпфе и удерживали его в поселке. Немцы окружили поселение, собрали всех его жителей (включая женщин и детей) и сожгли их. Спастись удалось единицам.
Решением Шарля де Голля Орадур-сюр-Глан позже превратили в мемориальный центр. Новый Орадур построили в стороне от старого поселка. В 1999 году президент Франции Жак Ширак назвал Орадур «городом-мучеником».
Вароша — заброшенный квартал в кипрском городе Фамагуста. До турецкого вторжения 1974 года он был типичным пляжным курортом, сюда приезжали Элизабет Тейлор и Брижит Бардо. Но когда турки заняли Фамагусту, жителям Вароши приказали уехать в течение суток.
Новой жизни здесь не получилось. Совет безопасности ООН в середине 1980-х принял резолюцию, запрещающую заселять квартал кем-либо, кроме прежних жителей. Но они не вернулись, и здания Вароши стоят абсолютно пустыми.
На этом фото — «аргентинская Атлантида» — деревня Вилья-Эпекуэн, в которой когда-то проживали около пяти тысяч человек. В 1985 году поселение оказалось под водой после прорыва плотины на озере.
К середине 1990-х Вилья-Эпекуэн находилась на глубине десятка метров, затем вода начала постепенно отступать, на поверхности показались руины деревенских построек. В 2009 году в поселение вернулся один из его прежних жителей. О нем сняли короткометражный фильм Pablo’s Villa, который был представлен на Сиднейском кинофестивале 2013 года.
Хасима — заброшенный остров в Восточно-Китайском море. В начале XIX века здесь нашли уголь, а спустя столетие Хасима стал крупным промышленным центром, на острове построили заводы, жилые дома, больницы, десятки магазинов, бассейны и даже кладбище.
Но уголь закончился, жизнь на острове остановилась, рабочие уехали. На протяжении многих лет японские власти запрещали любопытствующим приезжать на Хасиму, грозя депортацией. В 2015-м остров-призрак включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас туристов пускают только в отдельную небольшую часть поселения. Большинство зданий Хасимы находятся в аварийном состоянии, поэтому ходить мимо них (и уж тем более внутри) небезопасно.