Купе для белого господина

Тряхнуть стариной можно даже в южноафриканском поезде

Фото: Ольга Растегаева

Путь из Дурбана до Претории неромантичный пассажир проделает меньше чем за час — по воздуху. А мечтателю, что любит смотреть в окно и сладко спит под стук колес, на преодоление расстояния от океанского побережья до столицы ЮАР понадобится три чудесных дня, с остановками на сафари и экскурсии по историческим местам.

Жизнь на колесах

Когда-то на таких поездах путешествовали лишь аристократы и богачи. Перед отправлением станционные носильщики в униформе аккуратно сгружали чемоданы и шляпные коробки в роскошное купе, горничные разбирали багаж, отпаривали платья и костюмы, аккуратно убирали одежду в гардероб. Распорядитель поезда был в ответе за дорогих пассажиров и следил за тем, чтобы исполнялись все их прихоти, будь то букет цветов или шампанское к завтраку. Мужчины по вечерам курили сигары и налаживали деловые контакты, женщины общались в чайном салоне. К ужину в ресторане с резными деревянными колоннами подавали лучшие вина и изысканные блюда.

Век спустя почти ничего не изменилось. Разве что шляпных коробок в багаже пассажиров поезда «Гордость Африки» компании Rovos Rail стало на порядок меньше.

Все так же к завтраку подают газеты, в том числе и на русском языке, все так же пекут булочки и делают сэндвичи к пятичасовому чаю, если он приходится на дорогу. Приветствуют напитками после экскурсий, несколько раз в день делают уборку в купе.

Путешествие обставлено с эдвардианским шиком: купе отделаны деревом, кровати драпированы гобеленами. Внутреннее убранство поезда — дань ностальгии по ушедшей эпохе. Куда ни посмотри — всюду антиквариат: фарфоровые тарелки и чайные пары с монограммой, официанты подают напитки на старинных чеканных подносах, кожаные кресла ручной работы и светильники, даже масленка — и та с большой долей вероятности ровесница англо-бурской войны. Не хватает только чернильницы и пера за письменным столом — для полного погружения в эпоху. Впрочем, трехдневное путешествие через Долину тысячи холмов, предместья Питермарицбурга и Ледисмит, земли золотоискателей в провинции Гаутенг уже в первый вечер исказит ощущение реальной действительности и отнесет мысли в воображаемое прошлое.

К обеду и ужину всех пассажиров Rovos Rail зовет гонг. В меню ресторана всегда что-то восхитительно-невообразимое — стейк из спрингбока, омары под местными специями, тушеный ягненок... Еда соответствует помпезной обстановке и нарядным гостям. К каждому блюду сомелье тщательно подбирает местные вина. Все это превращается в бесконечную дегустацию южноафриканских винных сокровищ. И все включено в стоимость путешествия — дорогие вина и деликатесы, сафари и экскурсии.

После обеда или ужина пассажиры, как правило, собираются в панорамном вагоне с большими окнами и площадкой под открытым небом — обсуждают увиденное, делятся впечатлениями, играют в настольные игры, разгадывают кроссворды.

Лень или послеобеденная дремота не заставят пойти в купе смотреть телевизор — его там попросту нет, и это принципиально. Rovos Rail — это железнодорожная архаика: пассажиров просят следовать установленным правилам компании — не пользоваться мобильными телефонами в общественных местах (ресторанах, панорамном вагоне и баре), одеваться к ужину по дресс-коду Black Tie, высовываться из окна строго в специальных очках, чтобы пыль и пепел не попали в глаза. Да, и обязательно нужно закрывать окна, поезд идет медленно и часто останавливается на полустанках, где какой-нибудь воришка может с легкостью проникнуть в купе и поживиться вашими предметами роскоши, пока вы лакомитесь пирожными в лаундже.

Остановки по требованию

Эпикурейские эксперименты для путешественников продолжаются не только в вагоне-ресторане, но и на остановках. Первая случается уже через три часа после отправления поезда из Дурбана, по пути в Питермарицбург. Пассажиров усаживают в автобус и везут на керамическую фабрику Ardmore. Предприятие в 1980-х годах основала Фэй Хэлстед: нашла талантливых художников, научила местных жителей работать с глиной. У бренда сразу сложился узнаваемый стиль, в котором переплелись африканские сюжеты, культура и богатое воображение народа зулу. В новом веке бренд дорос до коллаборации с модным французским домом Hermes, после чего влился в ряды мировой дизайнерской элиты.

Пассажиров Rovos Rail в поместье Ardmore тепло встречает хозяйка, лично проводит экскурсию по небольшому музею керамики, приглашает в свои мастерские, угощает чаем и кексом. Купить что-то монументальное мимоходом сложно даже со специальной ценой для пассажиров Rovos Rail — скульптуры требуют идеального интерьера. Но небольшие статуэтки на память покупают многие.

Второй день путешествия принесет массу впечатлений. Утренняя развлекательная программа предлагает варианты — отправиться на историческую экскурсию по местам битвы за Спион-коп (одно из главных сражений англо-бурской войны) или сесть в джип и поднять пыль на дорогах Национального парка Cпион-коп (Spioenkop Reserve). Если выбрать сафари, то за три часа можно объехать водохранилище, поглазеть на дамбу, вспугнуть стадо зебр и стаю недовольных стервятников.

После обеда предлагается роскошное сафари в парке «Намбити», окруженном горами Драконсберг. Со станции Эландслаагте, где остановится поезд Rovos Rail, до первых ворот национального парка всего десять минут езды на веко — открытом внедорожнике для сафари. Каждый джип ведет профессиональный рейнджер, который выдаст бинокль, расскажет о жизни животных и отвезет туда, где можно понаблюдать, как слоны ломают ветви акаций и агрессивно озираются по сторонам голодные львы. Перед закатом, при должной удаче, можно увидеть абсолютно всех представителей большой африканской пятерки. «Намбити» — единственный в Квазулу-Натали заповедник, в котором обитают слоны, львы, гепарды, леопарды, жирафы, буйволы, бегемоты и тысячи самых разнообразных антилоп — импалы, ньялы, куду, иланды.

Парк паровозов

Незадолго до прибытия на конечную станцию, на третий день путешествия, скучный электровоз где-то под Йоханнесбургом поменяют на старинный паровой локомотив, который будет тянуть поезд до перрона всего десять минут. На большее у музейного раритета уже не хватает мощи, да и эти минуты даются машинисту с трудом: в его кабине очень жарко, а в раскаленную топку поминутно надо кидать уголь. После прибытия в Преторию, пока багаж заботливо выгружают из поезда, а пассажиры произносят прощальные тосты в станционном лаундже, можно заглянуть в депо или подняться в кабину паровоза, названного в честь сына владельца компании Шона. Машинист даст лопату и разрешит бросить в топку угля и дать гудок, дернув за ручку. Ребячество, но отказать себе в этом трудно. Как не смог это сделать когда-то и основатель компании — Рохан Вос.

Мальчиком Рохан увлекался игрушечными железными дорогами; став взрослым, он не только не потерял страсти к своему хобби, но и превратил его в дело всей жизни. Поначалу Вос скупал паровозы и вагоны в музеях и у частных коллекционеров, занимался их реконструкцией и любовно давал имена локомотивам в честь своих четверых детей. Так, в частном депо Воса на рельсы встали «Бренда», «Бьянка», «Тиффани» и уже упомянутый «Шон». Собрав первый собственный поезд, Рохан Вос обратился к руководству Южноафриканских железных дорог с просьбой организовать семейную поездку, прицепив вагоны к какому-либо составу, но ему отказали. Тогда он задумал первое непродолжительное путешествие в национальный парк Крюгера, которое состоялось в апреле 1989 года.

Предприятию Рохана Воса суждено было стать успешным. Его страсть к железнодорожному ретро за 28 лет существования Rovos Rail разделили многие люди, которые разъезжаются со станции Претории, пересаживаясь в сверкающие автомобили, а не в черные старинные кэбы, как того требовало бы продолжение этого чудесного путешествия. Но игра в колониальное прошлое заканчивается за воротами вокзала Rovos Rail, которую, впрочем, можно повторить, отправившись в ретро-путешествие по другому маршруту.

Обсудить
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Тайное оружие наркобаронов
У них есть танки, суперкомпьютеры и беспилотники
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки