«Моим любимым клиентом был Кобзон»

Портной Сэмми Котвани знает все о том, как должны одеваться знаменитости

Фото: «Императорский портной»

Как бы ни менялась мужская мода, классический костюм остается неизменной униформой деловых людей, политиков и юристов, а также единственно уместной одеждой для торжественных случаев. Сэмми Котвани, основатель компании «Императорский портной», в числе заказчиков которой были многие российские политики и артисты, рассказал о том, почему индивидуальный пошив мужской одежды не теряет актуальности.

О том, зачем носить костюм

Если у мужчины есть приличный костюм и рубашки к нему, ему не нужно думать о том, что надеть и как скомбинировать. Это освобождает человека от лишних хлопот, позволяет выглядеть достойно и уверенно себя чувствовать. Кроме того, хорошо сшитый из хорошей ткани костюм очень комфортен в носке, он ощущается как вторая кожа.

Конечно, любая профессия требует своего дресс-кода. Если человек работает в IT-индустрии и постоянно сидит за компьютером или если это журналист или писатель, — возможно, ему комфортнее носить джинсы и футболку. Но если человек политик, или бизнесмен, или финансист, или юрист, — в его шкафу должно висеть несколько отличных костюмов. Люди, часто появляющиеся на публике, чья деятельность связана с тем, чтобы вызывать доверие, например политики, должны выглядеть безупречно.

О разнице между bespoke-пошивом и готовой одеждой

Готовая одежда и пошив bespoke — принципиально разные подходы. Bespoke предполагает, что костюм шьется изначально под конкретного заказчика. Мы с ним, как вы говорите по-русски, договариваемся. Разумеется, это дорого. Но речь идет не о тех клиентах, которые хотят купить десять средних вещей по цене одной хорошей. Всякому, кто хочет отличаться от других, непременно нужен хороший портной: он может дать правильный совет по стилю, по тому, как соблюсти баланс, скрыть недостатки. Когда ко мне приходит клиент, мы вместе выбираем ткань, силуэт, детали, нюансы посадки. Кому-то нравятся более свободные брюки, кому-то более облегающие, например.

Что такое готовая одежда? Вы приходите в магазин и покупаете вещь стандартного размера. Вам кажется, что это ваш размер, он примерно вам подходит. Примерно. Весьма приблизительно. В рамках одного размера, условно 52-го, существует около 1750 вариаций в деталях. Столько же для 54-го. И каждый портной знает, что есть еще и 53 размер, которого нет в магазинах. Фигур с эталонными пропорциями мало, к тому же и единого эталона не существует. Но кто будет учитывать такие тонкости в производстве готовой одежды? Хорошо если в готовой коллекции есть несколько вариантов роста и возможность подрубить брюки.

Пошив made-to-measure — некий промежуточный вариант. У клиента есть определенная свобода выбора, разумеется, но костюм, условно говоря, собирается из нескольких готовых блоков, а не «строится» под заказчика изначально, с нуля. Это одежда по вашему выбору, но не одежда, созданная под вас. Кроме того, могу сказать, что выбор тканей в компании made-to-measure ограничен, тогда как у нас практически бесконечный выбор. Говоря коротко, bespoke — это отсутствие любых границ в портновском деле, любых ограничений. Есть понятие tram-test: мужчина в костюме поднимает руку, словно берясь за поручень трамвая, и его пиджак не перекашивается, сидит по-прежнему идеально. Так можно сшить только на заказ.

Я считаю, что реклама и интернет-магазины вредят хорошему мужскому костюму. Люди гонятся за брендами, покупают объективно дешевую готовую вещь дороже, чем она стоит, просто потому, что на ней какая-то особая этикетка. К счастью, тот, кто хоть раз заказал и надел bespoke-костюм, уже не вернется к брендовой готовой одежде — как невозможно по доброй воле пересесть из Bentley на недорогую машину. Бренд шьет те вещи, которые нравятся его креативному директору, а портной — то, что нравится клиенту. Мой самый недорогой костюм качественнее самого дорогого готового брендового костюма.

Брендов все больше и больше, а хороших портных мало, и их число не растет так быстро, как хотелось бы. Но хорошо то, что многие увлекшиеся брендами снова возвращаются к портным. Иногда говорят, мол, в стране кризис, о каком bespoke-пошиве может идти речь. Однако я работаю больше 30 лет и могу сказать, что экономическая ситуация никогда не была идеальной, но мы всегда выживали. Если делать хорошие нужные вещи, то клиент найдется.

О тканях

Сколько готовых костюмов даже примерно своего размера вы можете купить? Ну, синий, серый, коричневый, черный — все однотонное. От этого все клиенты обычных магазинов выглядят так, словно надели униформу. Производители готовой одежды должны всю ее продать (или, по крайней мере, стремиться к этому), поэтому, разумеется, они ориентируются на средний, унифицированный спрос, не позволяют себе экспериментов, которые могут сказаться на спросе.

Заказывая bespoke, клиент выбирает из множества вариантов цветов, фактур и паттернов. Мы всегда смотрим на заказчика, разговариваем с ним. Стараемся не предлагать никому однотонных костюмов. В нашем распоряжении огромный выбор дизайнерского текстиля Loro Piano, Scabal, Ermenegildo Zegna, других итальянских и британских производителей, но следует помнить, что только 10 процентов их продукции предназначены для мастерских bespoke: все остальное — для готовой одежды. С расстояния нескольких шагов для неспециалиста ткани выглядят одинаково, но при ближайшем рассмотрении и особенно на ощупь они совершенно разные. Дорогой костюм — это инвестиция.

Как заказать костюм

Когда клиент приходит к нам, особенно если это первый его визит, мы прежде всего узнаем, для чего ему нужен костюм, какой именно костюм он хочет: деловой, вечерний, для особого случая, или просто неформальный блейзер и брюки. От этого зависит дальнейшая работа. Для разных костюмов нужна разная ткань, разная фурнитура, у каждого из них свои особенности кроя и посадки.

Очень важен выбор цвета. Для большинства синий, например, это просто синий. Но я вижу множество разных оттенков, которые смотрятся по-разному на разных людях. Если я давно работаю с клиентом, я отлично знаю его вкусы и привычки, если же он пришел впервые, я могу порекомендовать, что, на мой взгляд, может ему подойти: это касается и оттенка ткани, и особенностей покроя.

Затем мы снимаем мерки. Я предлагаю то, что считаю нужным, клиент высказывает свои пожелания, и в итоге мы приходим к компромиссу относительно длины пиджака, рукавов, формы плеча, ширины лацканов — всех деталей. Я считаю своим долгом объяснить ему свою точку зрения, потому что я смотрю на костюм как профессионал и знаю тонкости. После того как ткань раскроена, мы сметываем ее и делаем все необходимые на этой предварительной стадии изменения.

Костюм должен сидеть как вторая кожа. Поэтому через пару дней после того, как клиент забрал и надел костюм, мы снова встречаемся, чтобы оценить, как он выглядит в носке, нет ли каких-то некомфортных для заказчика моментов. И всякий раз, когда постоянный клиент приходит снова, мы обсуждаем, как носятся его предыдущие костюмы, что мы можем сделать, чтобы новый костюм сидел идеально, лучше всех прежних.

О хороших и плохих клиентах

Моя задача в том, чтобы каждый новый костюм был лучше предыдущего, и я добиваюсь этого, поскольку с каждым заказом все лучше узнаю клиента. Я даю советы, причем я в этом лучше любого врача: врач дает рекомендации только в рамках своей специализации: кардиолог, стоматолог, множество разных докторов, — а я вижу всю картину и могу посоветовать, как заказчику лучше выглядеть в целом.

Я работаю тридцать лет, я одевал десятки американцев, британцев, итальянцев, россиян. И мой главный совет: говорите, говорите вашему портному о том, какой костюм вы хотите, о том, что вам нравится, и о том, что не нравится, неудобно, неприятно. Это позволит мне сделать вещь идеально под вас.

Для меня худший клиент — тот, кто молчит. Это самый неудобный заказчик: все его претензии появляются, когда костюм уже готов. А самый лучший клиент — капризный. Тот, у которого сотни требований и вопросов по ходу работы, который не уверен в своем выборе и обсуждает со мной свои желания. Зато, когда все они удовлетворены и работа закончена, никаких претензий нет и он уходит довольным.

О сроках

Если клиент очень спешит, а иногда такое случается (например, он неожиданно узнал о каком-то очень важном событии и нужно успеть к нему подготовиться), я могу выполнить заказ за три-четыре дня. Это возможно потому, что одно из наших производств находится в России. Но у нас также есть мастерские в Италии и в Лондоне, и если спешки нет, то заказ может выполняться и там. В Лондоне мы чаще шьем костюмы для крупных заказчиков, в Италии — для более худых и спортивных. Выполнение несрочного заказа в британской или итальянской мастерской занимает два-три месяца, в особых случаях может быть дольше.

О важности рубашки

Рубашек должно быть больше, чем костюмов, потому что рубашка — тот предмет одежды, который способен изменить костюм в зависимости от ситуации. Понятно, что к классическому костюму нужна белая и голубая рубашки, но я советую больше играть с цветами, не бояться необычных сочетаний. Чем больше разных рубашек, тем больше разных галстуков будут с ними сочетаться, тем больше возможных комбинаций есть у владельца костюма: не нужно менять костюм, достаточно надеть другую рубашку и повязать другой галстук.

К каждому костюму нужно иметь не менее пяти сочетающихся с ним рубашек. Если у клиента пять костюмов и двадцать пять рубашек (и множество разных галстуков), то каждый рабочий день месяца он выглядит иначе.

Об обслуживании костюма

Весь текстиль, который мы используем, — из специальных коллекций для bespoke. Мы сознательно вкладываемся в дорогое сырье, потому что хотим, чтобы клиент был доволен своим костюмом через полгода, год, два года и возвращался к нам снова и снова. Готовый костюм прилично выглядит сезон или два, костюм, сшитый по мерке, можно носить 3-4 года (разумеется, при условии, что он не единственный).

Дорогой костюм — как дорогая машина: при правильном обслуживании служит долго и не теряет потребительских качеств. Каждый наш клиент может сдать костюм на «техобслуживание», мы все возьмем на себя: химчистку, закрепление пуговиц, замену молний при необходимости, любые проблемы с подкладкой, швами и так далее. Мы отвечаем за результат своей работы в, так сказать, долгосрочном периоде.

При этом клиенту следует учесть, что, как и его владелец, костюм нуждается в регулярном отдыхе: он должен после дня ношения не менее суток провести в шкафу, чтобы форма восстановилась и не происходило чрезмерного износа. В идеале стоит иметь по костюму на каждый день недели. Семь костюмов в идеале: пять деловых, блейзер для выходного дня и смокинг для особых случаев. Это не говоря о верхней одежде, например кашемировом пальто (для них мы используем новые технологии сохранения тепла).

Состоятельный человек заводит 25 костюмов: по пять на каждый сезон, синий блейзер, пару курток в стиле sport casual и два смокинга, не считая костюма для особых случаев, вроде светлой визитки, сшитой для дневной свадьбы. Понятно, что это довольно затратное удовольствие, если ты постоянно «вырастаешь» из уже имеющегося гардероба, поэтому набор сшитых на заказ костюмов стимулирует владельца следить за своим весом, чтобы не пришлось все снова заказывать.

О сезонных трендах

Сейчас популярен синий оттенок «электрик». Это отличный цвет для лета, как мне кажется. Но в целом я не слишком следую трендам с модных подиумов. То, что там предлагают, обращено к неопределенному кругу покупателей, а я работаю для вполне конкретного клиента, которого я знаю, и стараюсь подобрать то, что подойдет именно ему. В восточных странах популярен оранжевый цвет, но это связано с местными традициями и культурой.

О костюме для особых случаев

Практически все мои клиенты приводят ко мне своих сыновей, чтобы я сшил для них костюмы для выпускного в школе или университете. Bespoke-пошив для подростков и молодых людей имеет свои особенности: юноши быстро растут, поэтому я делаю, скажем, брюки с запасом длины, оставляю дополнительную ткань для этого.

Когда речь идет о костюме для свадьбы, я очень не люблю срочных заказов, визитов в последнюю минуту. Мы просим приходить хотя бы за два месяца до торжества: все-таки это одно из самых важных событий в жизни любого человека, и подготовке к нему нужно уделить время. Мы делаем две дополнительные примерки: если для обычного костюма нужно две-три примерки, то для свадебного — три-пять.

Еще одна специфика заказа к свадьбе — то, что мы должны угодить не только жениху, но и невесте, а в особо сложных случаях — еще и родителям обоих. Итого костюм одобряет не один заказчик, а шесть человек. Все должны быть довольны и счастливы. Чтобы наряды жениха и невесты гармонировали, чтобы они выглядели парой, мы добавляем в мужской костюм что-то перекликающееся с платьем невесты. Например, цвет пояса-камербанда может сочетаться с оттенком платья. И, разумеется, важно, где именно состоится бракосочетание и в какое время дня. Если свадьба проходит днем на открытом воздухе, то это дресс-код white tie, который требует более светлых тканей, визитки или фрака вместо традиционного смокинга или пиджака и так далее.

О российских клиентах

Раньше среди наших клиентов в России было немало людей с излишним весом, но теперь спорт делает чудеса, и большинство из них стройные. Но вообще в России много разных типов фигуры и внешности, нельзя сводить всех россиян в одну категорию. Есть высокие и невысокие, спортивные и полные. Главное для меня — то, как он выглядит в нашем костюме.

Иногда я позволяю себе давать клиентам советы, и российские — не исключение. Как я говорил, политик, беседующий с людьми, должен выглядеть безупречно, чтобы вызывать доверие. Когда я работал с Борисом Немцовым, я посоветовал ему коротко стричься. Аккуратная прическа выглядит респектабельнее, чем растрепанные волосы. Мне кажется, я был первым, кто сказал ему: «Вам обязательно нужно подстричься!» Помнится, он был не слишком рад моему совету, но последовал ему. Ну, в самом деле: политик не может ходить как какой-то деревенский парень. Никакой костюм не будет достойно смотреться. И он пошел и подстригся. Совсем другое дело.

Вообще, я одевал очень многих известных россиян: Мединского, Мутко, Коновалова, Дмитрия Киселева. Он, кстати, шьет у меня уже 25 лет, как и Владимир Лесин. Моим любимым клиентом был Иосиф Кобзон. Кобзон никогда не садился в концертных брюках. Он всегда надевал перед выступлением отглаженные брюки и потом стоял все время до выхода на сцену. А если по какой-то причине он был вынужден присесть, то менял брюки. Это был клиент, чьи костюмы всегда выглядели безупречно. Я видел, как он за кулисами готовился к своим концертам, — это было невероятно. Великий артист.

Ценности00:02 9 декабря

Папа разврата

Инцест и отравления в роскошном замке. Как жил Папа Александр VI Борджиа