Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте

Снежные королевы

Самые властные, сексуальные и любимые народом женщины Скандинавии

Ингрид Бергман
Фото: Hollywood Photo Archive / Mediapunch / Shutterstock

Скандинавские страны — Швеция, Норвегия, Дания, Исландия — дали миру немало ученых и артистов, писателей и спортсменов, политиков и художников. Среди них немало ярких женщин: этот регион один из первых поддержал идеи женского равноправия. «Лента.ру» продолжает рассказ о властных и сексуальных женщинах мира, в котором уже шла речь об индианках, израильтянках, японках, француженках и жительницах арабских стран, материалом о скандинавских принцессах, актрисе, певице и даже королеве.

Ингрид Бергман

Королева экрана и повелительница миллионов сердец поклонников ее таланта по всему миру, самая, пожалуй, знаменитая актриса скандинавского происхождения Ингрид Бергман родилась в Стокгольме в начале XX века. В Европе шла Первая мировая, но Швеция сохраняла нейтралитет и жила относительно спокойно. Впрочем, детские годы Ингрид не были особенно благополучными: она рано осиротела и попала на воспитание в многодетную семью дяди.

Образования будущая актриса не получила и довольно в раннем возрасте начала карьеру актрисы — не в последнюю очередь ради финансовой самостоятельности. В 17 лет она поступила в Королевский театр в Стокгольме, в 19 — уже дебютировала в эпизоде кинофильма «Граф из Мункбру», а в 24 года получила приглашение в Голливуд — сниматься в «Интермеццо» Дэвида Селзника (параллельно Бергман училась в актерской школе Михаила Чехова, постигая систему Станиславского). Так взошла ее звезда.

Пиком карьеры Ингрид в кино стал фильм «Касабланка» (1942) — один из самых известных, буквально хрестоматийных фильмов ХХ века. Там она играет холодноватую, отрешенную, но безупречно элегантную Ильзу Лунд, бывшую возлюбленную главного героя, которого сыграл главный тогдашний герой-любовник Голливуда Хамфри Богарт.

Впрочем, признание Гильдии кинокритиков и своего первого «Оскара» Бергман получила тремя годами позже за фильм «Газовый свет», куда менее известный современным зрителям, нежели «Касабланка». Позже к ним прибавились еще две золотые статуэтки, в том числе за лучшую роль второго плана — немолодой шведской миссионерки Греты Олсон в экранизации романа Агаты Кристи «Убийство в "Восточном экспрессе"» (1975).

Бергман к тому моменту было уже 60 лет. Ей приписывают афоризм «Счастье — это хорошее здоровье и плохая память». Она следовала ему довольно старательно, но не всегда успешно. Ей было что забывать. В 1949 году Бергман пришлось покинуть Голливуд: она влюбилась в итальянского режиссера Роберто Росселлини, бросила своего мужа — респектабельного врача Петтера Линдстрема (он отсудил у нее их общую дочь) и навлекла на себя проклятия пуританской Америки и не менее пуританской Швеции: газеты писали о Бергман, что «символ нации стал символом разврата».

Экс-звезда снималась в Европе (в основном у Росселлини, с которым обвенчалась в Италии), играла в театральных постановках, растила общих с Роберто троих детей — сына и дочерей-близнецов (одна из них, Изабелла, тоже стала актрисой и моделью). В итоге и этот брак закончился разводом. Несмотря на бурную страсть и привязанность, Ингрид было тяжело жить с режиссером, чья горячая итальянская кровь заставляла его жить на широкую ногу, несмотря на не слишком высокие кассовые сборы его картин (они стали классикой позже, а в прокате зачастую проваливались), и бурно ревновать супругу. Ревновал ее Росселлини не только к мужчинам, но и к славе: он не давал Ингрид сниматься у других режиссеров. Актрисе приходилось экономить на всем, чтобы одевать и учить детей.

В молодости Бергман была настоящей иконой стиля: ее костюмы, блузки, шляпки и безупречные вечерние платья с оскаровских церемоний, а также прическу с короткими уложенными на пробор локонами копировали женщины по обе стороны Атлантики, в том числе и в СССР, где на фильмы с ее участием всегда был аншлаг. Фирменным знаком Бергман были наряды с принтом polka dot (в горошек).

В зрелые годы она сохранила отличную фигуру и бодрость духа, охотно надевала брюки. В 1973 году актриса председательствовала в жюри Каннского кинофестиваля. Позже она написала (в соавторстве с профессиональным писателем Аленом Берджессом) мемуары «Моя жизнь». К сожалению, здоровье подвело актрису — она долго боролась с раком груди, но болезнь оказалась сильнее. Она умерла в Лондоне в свой день рождения, 29 августа 1982 года, в возрасте 67 лет.

Королева Дании Маргрете II

Датская королева Маргрете Александрина Торхильдур Ингрид (так звучит ее полное имя) из династии Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург родилась в 1940 году; конечно, она не так стара, как ее британская «коллега» Елизавета II, но все же это дама весьма зрелых лет. Престол Маргрете заняла в 1972 году после смерти своего отца, короля Фредерика IX. Для этого датчанам пришлось путем референдума изменить закон о престолонаследии: у монарха не было сыновей, а по прежнему закону наследовать трон могли только принцы, но не принцессы.

С момента своего совершеннолетия принцесса вступила в должность члена датского Государственного совета и была обязана занимать председательское место в этом совете в отсутствие отца. Разумеется, это было в большей степени формальностью (власть датского короля, как конституционного монарха, существенно ограничена), но к своей роли Маргрете привыкала с ранней юности. Она даже служила в датской армии, училась в школе командиров авиаэскадрилий датского женского корпуса и получила майорское звание (и дурную привычку курить крепкие сигареты, от которой так и не избавилась до старости).

Принцесса с ранних лет отличалась острым умом и любовью к знаниям. Она прошла курсы философии, права, истории и археологии в нескольких вузах: Кембридже, Сорбонне, Лондонской школе экономики и политических наук, датском университете города Орхус. Ее научные и практические интересы очень широки: она иллюстраторка, художница-постановщица, занималась археологией (кстати, ездила на раскопки вместе с дедом по матери, шведским королем Густавом VI Адольфом), увлекалась лыжными гонками. Кроме родного датского, Маргрете владеет французским, шведским, английским и немецким. Она вместе с мужем под псевдонимом Х.М.Вейерберг перевела на датский язык книгу французской феминистки Симоны де Бовуар «Все люди смертны».

В 27 лет будущая королева вышла замуж за французского дипломата, графа Анри Мари Жана Андре де Лаборд де Монпеза, который был старше своей невесты на шесть лет. В своих мемуарах «Судьба обязывает» муж Маргрете (он умер в 2018 году) писал о своей суженой, которую встретил на лондонском дипломатическом приеме, как о «ледяной принцессе», которую ему нужно было отогреть. «Оттаивание» прошло успешно: принцесса влюбилась и счастливо прожила со своим избранником всю жизнь.

После бракосочетания католик Анри Мари Жан Андре принял лютеранство и стал титуловаться его Королевское Высочество принц Хенрик Датский. У пары родилось двое сыновей-погодков: кронпринц Фредерик Андре Хенрик Кристиан появился на свет менее чем через год после свадьбы родителей, его брат принц Йоаким Хольгер Вальдемар Кристиан — годом позже.

Как-то королева призналась, что в политической сфере и бизнесе она не смогла бы достичь больших успехов, поскольку совершенно не амбициозна: она даже не защитила диплом. Но как художница Маргрете II вполне успешна: под псевдонимом Ингахильд Гратмер она иллюстрировала датское издание трилогии Толкиена «Властелин Колец» (эти иллюстрации высоко оценил сам автор саги) и книгу «Семь готических рассказов» датской писательницы Карен Бликсен. Королева не раз устраивала выставки своих картин. Также она очень любит вышивать. Маргрете создавала эскизы костюмов для балетных постановок и телеэкранизации сказки Андерсена «Пастушка и трубочист». Монархиня состоит председательницей множества научных обществ и благотворительных организаций.

Женщина с талантом художницы и тонким вкусом, Маргрете II превосходно одевается: это отметили даже журналисты The Guardian, включившие ее в рейтинг самых хорошо одетых людей старше 50 лет, и специальное международное жюри, в 1990 году назвавшее Маргрете самой элегантной государственной деятельницей планеты. Королева любит все оттенки голубого цвета — от бледно-льдистого до насыщенного лазурного и бирюзового. Свой стиль она называет «Взрыв фантазии»: шляпки королевы, которые она делает собственноручно, действительно порой выглядят как взрыв или комета.

Бьорк

Самая, пожалуй, известная исландка планеты (и уж точно самая известная исландская певица) не нуждалась в том, чтобы придумывать себе сценический псевдоним. В документах ее имя пишется как Бьорк Гудмундсдоттир (буквальный перевод на русский — Бьорк Гудмундовна), и так как фамилий у исландцев нет, а отчество нужно только для документов, то она Бьорк, просто Бьорк. Для всех, кроме ее соотечественников, — очень экзотично, нарочно не придумаешь.

Петь Бьорк начала в детстве, первую пластинку (довольно популярную на родине) записала в 11 лет, а прославилась в 22 года как фронтменка исладской альтернативной рок-группы The Sugarcubes. Довольно скоро, впрочем, свободолюбивый нрав потомка викингов взыграл, и Бьорк ушла в свободное плавание. Альбом Debut — эклектичная электронная альтернатива — разошелся почти в пяти миллионах копий.

Бьорк экспериментировала со стилями и жанрами — от рока до классики, от джаза до электроники. Она сама продюсировала и режиссировала свои шоу и видеоклипы. Она дружила с актерами, модельерами, художниками: ее первым мужем и отцом старшего ребенка был перформансист и скульптор Мэттью Барни, а приятельницей (и авторессой хвалебных статей о Бьорк) — провокационная художница Марина Абрамович.

Дискография 53-летней певицы сравнительно невелика, десяток пластинок, но каждая из них становилась событием. Во многом причиной этому была сама Бьорк, человек-оркестр со множеством ярких и очень самобытных талантов. Так, она не только написала музыку к фильму Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» (2000), но и сыграла в нем главную роль чешской иммигрантки Сельмы (очевидно, зрители не отличили исландского акцента от чешского). Это была, кстати, четвертая кинороль певицы. За нее она получила приз Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль.

Отдельная сторона таланта Бьорк — ее умение носить эпатажные костюмы. «Платье птицы» от Джеймса Мэрри и платье из бусин к клипу Who Is It работы Александра Маккуина. Платье-волна от Софии Кокосолаки (в нем исландка пела на церемонии открытия Олимпиады-2004 в Афинах). Мозаичное платье и меховая «тиара» с фестиваля Big Day Out-2008 и напоминающие золотую фольгу оборки наряда с вручения Polar Music Prize-2010. Но самым запоминающимся платьем Бьорк, которую по праву называют предшественницей Леди Гаги на неофициальном посту самой эпатажно одевающейся певицы, стало платье-лебедь от македонца Марьяна Пежоски, в котором певица появилась на церемонии вручения «Оскара»-2001.

Принцесса Швеции Виктория

Имя Ингрид чрезвычайно популярно в Скандинавии: даже будущая шведская королева, которую все знают как принцессу Викторию, при рождении была наречена Викторией Ингрид Алисой Дезире. Старшая дочь короля Швеции Карла XVI Густава Бернадота появилась на свет в 1977 году, а в 1980-м в ее стране провели конституционную реформу, сделавшую ее наследницей престола (ранее корону Швеции передавали только по мужской линии).

Принцесса пребывает в отдаленном родстве по отцовской линии с самой знаменитой монархиней современности — британской королевой Елизаветой II — она приходится Виктории четвероюродной теткой. Крестные будущей королевы Швеции — тоже монархи: норвежский король Харальд V и королева Нидерландов Беатрикс.

Принцесса училась во Франции (в Западном католическом университете в Анже) и в Йельском университете в США. У нее есть диплом бакалавра гуманитарных наук самого известного из шведских университетов — Уппсалы. Кроме того, она прошла спецкурсы и стажировки в сфере государственного управления и финансов, курс дипломатии в Государственном департаменте Швеции и в шведском представительстве Евросоюза, а также три недели провела в шведской армии.

У принцессы в молодости был один подтвержденный роман — с другом и однокашником Даниэлем Коллертом. Пара рассталась в 2001 году, а в 2002 желтая пресса проведала, что Виктория встречается со своим тренером Даниэлем Вестлингом. Он в итоге и стал супругом принцессы и будущим принцем-консортом. Влюбленные обвенчались 19 июня 2010 года, отметив таким образом день свадьбы шведской королевской четы, — король Карл XVI Густав и его жена королева Сильвия поженились в этот же день. У Виктории и Даниэля двое детей — дочь Эстель и сын Оскар Карл Улоф.

На свадьбе Виктория была в атласном подвенечном платье с шестиметровым шлейфом от шведского модного дома Pär Engsheden — с элегантным вырезом лодочкой, без излишнего декора. И в обычной жизни принцесса поддерживает шведские бренды и местных модельеров. Во всяком случае, на официальных мероприятиях, вроде встреч с дипломатами и представителями иностранных королевских семей, она надевает платья, костюмы и пальто Ida Sjöstedt, Stylein, Rodebjer и широко популярной и за пределами Швеции марки Acne Studios. По традиции королевской семьи, Виктория не носит натуральный мех. Она любит одежду ярких цветов — красного, фиолетового, кораллового, бирюзового.

Принцесса Норвегии Ингрид Александра

Еще одна венценосная Ингрид — юная норвежская принцесса Ингрид Александра. Ей всего пятнадцать лет, а она уже наследница престола (как и в Швеции, прежде наследниками трона были только мужчины — единственной правящей королевой Норвегии была монархиня Маргарита I Датская, жившая в XIV столетии). Уже во время первого официального появления принцессы на публике — на ее крестинах — гостями Ингрид Александры стали венценосные особы: крестный отец (по совместительству — родной дедушка) норвежский король Харальд V, крестная мать (и родная тетя) — принцесса Марта Луиза, датский кронпринц Фредерик, шведская кронпринцесса Виктория и испанский король Филипп (тогда он был еще принцем Астурийским).

Как это принято в современных семьях, родители Ингрид Александры — кронпринц Хокон и кронпринцесса Метте-Марит путешествуют с детьми, поэтому юная наследница престола начала свои официальные визиты в грудном возрасте, и уже тогда таблоиды обсуждали ее наряды. Девочку обычно наряжали в платьица и трикотажные кофточки белого цвета и разных оттенков розового, на ногах — туфельки мэри-джейн с ремешком и пуговкой. 17 мая, в День конституции Норвегии, принцессу выводили к людям в народном костюме: белой блузке с пышными рукавами, красном жилете-корсаже с отделкой тесьмой и вышивкой, черной юбке и белом переднике.

Так Ингрид Александра одевается в праздник и по сей день. В будни же она носит обычную для подростков одежду: она училась в приличной, но в целом обычной средней школе Jansløkka в Аскере (там же она ходила и в детский сад «для простых смертных»), а в старших классах перешла в школу в Осло с лингвистическим уклоном. Принцесса предпочитает носить свои длинные русые волосы распущенными, а предписанные для официальных мероприятий юбки и платья укорачивает до предельно допустимой этикетом длины. Ее любимый цвет — темно-синий navy.

Ингрид Александра, как и все члены ее семьи, занимается спортом, катается на лыжах, и в качестве наследницы престола участвует в официальной части международных соревнований, проходящих в Норвегии. Так, в 2016 году именно она зажгла Олимпийский огонь на церемонии открытия II зимних юношеских Олимпийских игр в Лиллехаммере. О личной жизни принцессы ничего не известно: юная Ингрид Александра пока сосредоточена на учебе и освоении своей будущей роли монархини. В 2016 году в Осло открыли парк скульптур имени принцессы, и спустя два года она была гидом по этому парку для британских гостей Норвегии — герцогов Кембриджских: принца Уильяма и Кейт Миддлтон.