YouTube год от года все скупее на новые имена. Однако чем ярче звезда, тем заметнее ее шлейф. В уходящем году о себе напомнили мастодонты видеоплатформы. Старички ссорились, обманывали и совершали неожиданные поступки, а молодая поросль пыталась их переплюнуть. Как это было — в материале «Ленты.ру».
В 2019 году эффект разорвавшейся бомбы в российском сегменте YouTube произвела Дарья Зотеева, известная как Инстасамка. В 2017 году она бросила школу и решила развивать свой Instagram. Популярность пришла к ней после того, как она начала выкладывать короткие ролики в нижнем белье: полуголая девушка частенько позировала перед зеркалом, распивала алкоголь и обильно материлась на камеру. Как итог — почти два миллиона подписчиков в Instagram и более 300 тысяч постоянных зрителей на YouTube.
Многие юзеры узнали о существовании Инстасамки после нескольких происшествий в ее жизни: сначала бойфренд Зотеевой якобы попал в аварию, а потом ее квартиру якобы обокрали воры. Как оказалось позже, оба сюжета были сфабрикованы. Ложь раскрыл блогер Никита Лол: в двухчасовом ролике он рассказал, что занимался пиаром Дарьи и сам придумал истории с ДТП и ограблением. В качестве доказательства Лол приложил кадры, на которых Зотеева собственными руками разносила свое жилище. Блогер предал историю огласке, когда Инстасамка отказалась платить ему за работу. В результате скандала Зотеева надолго погрязла в дизлайках, но в конечном счете стала еще популярнее.
2019-й стал годом извинений для Алексея Долматова, решившего вновь привлечь внимание к собственной персоне. Сначала рэперу пришлось краснеть за клип с Тимати «Москва», вышедший за день до выборов в Мосгордуму. Исполнители читали, что «не ходят на митинги и не втирают дичь» и готовы «хлопнуть бургер за здоровье Собянина», — эти и некоторые другие фразы вызвали возмущение зрителей. Работа поставила рекорд по дизлайкам среди российских роликов на YouTube, собрав 1,5 миллиона негативных оценок. Гуф заверил, что к политике не имеет никакого отношения и на этапе записи не понимал, во что ввязывается.
«Я в шоке от того, сколько говна на меня вылилось после этого так называемого клипа с Тимати про Москву. Я очень сожалею о том, что не слежу за политической ситуацией в стране и в Москве», — заявил исполнитель в Instagram через несколько дней после релиза клипа.
Затем он решил дать интервью Ксении Собчак. В нем рэпер предстал пусть наивным, но степенным мужчиной, ставшим жертвой обмана. Но завершить работу над образом не получилось: Долматов назвал чеченок, грузинок и армянок «хачухами», за что на него вновь ополчились пользователи сети. Долматов осознал ошибку только после того, как увидел сотни гневных комментариев под своими постами. «Этого слова в моем обиходе нет, — заверил рэпер. — Хочу принести свои извинения кавказским женщинам. Не должен я был такого говорить». «Мужчины так не поступают. Я постоянно ошибаюсь, но как-то исправляюсь. Еще раз прошу простить меня за произнесенное мной слово, в особенности у чеченского народа я прошу прощения», — раскаивался рэпер.
В 2019-м на YouTube-обозревателя Евгения BadComedian Баженова подала в суд кинокомпании Kinodanz, чьи творения он критиковал. Фильмоделы потребовали от блогера миллион рублей за нарушение объемов цитирования в обзоре их картины «За гранью реальности». Баженов утверждал, что бизнесмены не только требовали удалить ролик с канала, но и пригрозили ему воспользоваться поддержкой министерства культуры для того, чтобы добиться своей цели.
Неожиданный иск от Kinodanz вызвал резонанс в обществе. За Баженова вступились многие звезды шоубизнеса, в том числе директор «Кинотавра» Александр Роднянский, режиссер Федор Бондарчук, журналисты Ксения Собчак и Юрий Дудь. Блогера поддержал даже Сарик Андреасян — режиссер, чьи фильмы BadComedian регулярно критиковал. В результате кинокомпания отозвала иск.
Большинство блогеров стараются держаться подальше от политики — в памяти еще сохранились скандалы о походе Саши Спилберг в Госдуму. Однако некоторые ютуберы привыкли идти против системы даже в таких принципиальных вопросах. Например, в июне Юрий Хованский неожиданно стал помощником депутата от ЛДПР Василия Власова. Реакция зрителей не заставила себя ждать: блогера в очередной раз окрестили «продажной мразью».
История быстро устаканилась, но в конце года получила продолжение. Ряды ЛДПР пополнил популярный стример Илья Maddyson Давыдов. Он прославился в сети благодаря своему чувству юмора, поэтому многие его поклонники до сих пор не поняли, расценивать ли его поступок как постиронию или он действительно захотел изменить Россию к лучшему. В любом случае нашлись сотни комментаторов, которые обвинили стримера во всех смертных грехах и пожелали ему скорейшей смерти.
Один из самых популярных русскоязычных автоблогеров Эрик Давидыч Китуашвили за год, проведенный на свободе, угодил сразу в несколько скандалов. Сначала Давидыч удивил зрителей розыгрышем своего автомобиля: для участия необходимо было оформить кредитную карту банка Олега Тинькова. После громкого скандала с «Немагией» блогеры редко соглашаются на пиар предпринимателя и его компаний, о чем подписчики сразу же сообщили Китуашвили в комментариях. Однако Давидыч решил не извиняться, а наоборот — обматерил хейтеров, подпортив свою репутацию еще сильнее.
В мае Китуашвили пришел на интервью к Юрию Дудю, где поведал о сложностях тюремной жизни. Бывший арестант рассказал, что в камере занимался спортом. Он утверждал, что каждый день отжимался около 1,5 тысячи раз, делал 1,2 тысячи приседаний подряд и выполнял 3 тысячи скручиваний на пресс — вся тренировка занимала не больше 3,5 часа. Многие зрители засомневались в правдивости слов бывшего заключенного и попросили его ответить за слова. В итоге блогеру пришлось доказывать, что он не врал, в прямом эфире: за полтора часа он выполнил 1251 приседание, но с десятком перерывов. В конце Давидыч с трудом двигался, а массажисты растирали ему ноги. Сил на отжимания и скручивания у него уже не осталось, поэтому трансляция завершилась.
«Я ни разу в жизни не видел человека, который так яростно доказывал, что он ***** (обманщик)», — гласит самый популярный комментарий под видео с приседаниями.
В 2019 году сразу несколько блогеров решили обновить оформление своих каналов. Для этого они обратились к самому, пожалуй, известному российскому дизайнеру Артемию Лебедеву. Его студия создает логотип и базовый стиль за 100 тысяч рублей — относительно небольшие для профессиональной команды деньги. Но есть важный нюанс: заказчики не могут вносить правки в готовый продукт. А решения дизайнеров иногда бывают спорными — достаточно вспомнить скандал с бургерной «Джон Федор», руководство которой не оценило оригинальный логотип.
Первым среди ютуберов на эксперимент решился Юрий Хованский. Результат настолько шокировал блогера, что он записал 20-минутный ролик с живой реакцией на творение студии. Если кратко — заказчик пришел в ужас от увиденного (хотя это и не помешало ему запустить в продажу толстовки с новым фирменным логотипом). В скором времени услугой Лебедева воспользовался и Руслан Усачев. Он тоже пожалел о потраченных деньгах, потому что логотип вышел «пресный и просто неинтересный». К тому же работа студии сильно напоминает концепцию уже существующего логотипа для фестиваля видеоблогеров «Видфест». Однако Усачев дал студии еще один шанс и заплатил повторно. Финальный вариант ему понравился намного больше.
Самый популярный в мире видеоблогер Феликс Чельберг, известный как PewDiePie, на протяжении нескольких лет выпускал новые ролики практически каждый день — даже в медовый месяц. Но работать в таком ритме непросто, и швед наконец решил сделать перерыв. «Я устал, очень устал, вы могли это заметить. В начале следующего года я уйду на некоторое время», — заявил Чельберг в середине декабря.
Подробностей он не раскрыл, однако СМИ тут же поспешили сообщить, что PewDiePie завершает карьеру на YouTube. Мировые издания пестрели заголовками о том, что блогер покидает прославившую его видеоплатформу. Сам PewDiePie
в ответ лишь поиронизировал над стремлением журналистов ухватиться за сенсацию. Однако вероятность того, что легенда YouTube все-таки может перейти на другую площадку, существует. В последнее время YouTube часто снимает с его роликов монетизацию, что негативно сказывается на доходах автора.
Один из самых ярких скандалов года произошел в англоязычном YouTube: за драмой с участием 37-летней американской бьюти-блогерши Тати Вестбрук и 20-летнего гея Джеймса Чарльза наблюдали миллионы пользователей. История началась с того, что уже популярная Вестбрук разглядела в начинающем блогере Чарльзе потенциал и стала его наставницей. Парень быстро освоился на YouTube и набрал за пару лет более 16 миллионов подписчиков — конечно же, не без помощи покровительницы. Коллеги не только снимались друг у друга в роликах, но и крепко дружили в реальной жизни. До переломного момента.
Друг Вестбрук всегда наотрез отказывался рекламировать витамины для поддержания женской красоты — он объяснял, что не готов рассказывать своей молодой аудитории о пищевых добавках. Поэтому Вестбрук пришла в ярость, когда узнала, что Чарльз рекламирует в Instagram витамины ее главной конкурентки. Чарльз попытался извиниться перед Тати в своем блоге, но не позвонил ей лично, чем окончательно испортил отношения. В отместку Вестбрук раскрыла несколько секретов предателя: в частности, обвинила его в использовании популярности ради знакомства с другими геями и в попытках соблазнения натуралов при помощи угроз.
В результате пострадали оба участника конфликта. От Чарльза за неделю отписались почти полтора миллиона человек, а Вестбрук потеряла несколько сотен тысяч фанатов, потому что вынесла сор из избы.
Печально прославилась в этом году еще одна блогерша с ником Alinity Divine. Наталья Моголлон, скрывавшаяся под этим псевдонимом, издевалась над собственным котом, который так и норовил попасть к ней в эфир. Зрители несколько раз замечали, что девушка с силой бросает кота на пол. Один из таких случаев произошел в прямом эфире Twitch, когда питомец прыгнул на стол и закрыл экран с игрой. На произошедшее обратила внимание Организация по защите животных PETA — неравнодушные написали жалобу в службу поддержки стриминговой платформы. «Вступитесь за кошек и удалите, пожалуйста, канал Alinity Divine немедленно», — потребовали зоозащитники при активной поддержке зрителей.
Внимательные подписчики вспомнили, что подбрасывание кота — далеко не единственный случай, когда Моголлон издевалась над животными. Ранее стримерша уже пыталась напоить питомца водкой и била свою собаку ногами. Несмотря на это ее канал по какой-то причине так и не блокировали, Наталья отделалась простыми извинениями.
В минувшем году неожиданно «выстрелила» британская блогерша Бель Делфин (Belle Delphine) — любительница соблазнять подписчиков эротичными образами. Но нешуточный ажиотаж вокруг нее разгорелся отнюдь не поэтому. Она начала продавать в интернете баночки с водой, в которой предварительно искупалась. Каждую баночку 19-летняя британка оценила в 30 долларов.
Слава блогерши быстро разлетелась за пределы Британии, Делфин стала популярна во всем мире, даже в России. Как результат — она оказалась на четвертой строчке рейтинга предпочтений россиян, составленного Pornhub.
В мае популярный американский YouTube-блогер и музыкальный исполнитель Остин Джонс получил десять лет тюрьмы за принуждение несовершеннолетних фанаток к изготовлению порнографии. Джонс сознался, что как минимум шесть юных девушек по его просьбе записывали порнографические ролики, чтобы доказать свою любовь к нему. Он также пытался совратить 30 других фанаток.
Желавшие снискать одобрение и любовь блогера малолетние девочки слали Джонсу десятки фото и видео, в том числе демонстрирующие половые органы. Жертвы утверждают, что предупреждали кумира о своем несовершеннолетии, но его это не остановило.
Для многих стало неожиданностью, что в тройку самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров мира по версии Forbes вошла россиянка — пятилетняя Настя Радзинская из Краснодара. Неузнаваемость одной из самых популярных блогерш мира взрослым людям вполне простительна: канал LikeNastya и другие связанные с ней смотрят в основном дети.
YouTube-канал Раздинской задумывался ее родителями как терапия для ребенка — у девочки диагностировали церебральный паралич. Медики полагали, что она не сможет говорить. Чтобы показывать близким прогресс в лечении Насти, ее родители начали записывать видео с участием дочери. Артистичная девочка обаяла маленьких посетителей YouTube. Канал Радзинской прирастал фанатами, которым нравилось наблюдать, как ребенок играет, общается с родителями, взаимодействует с животными, тестирует игрушки. Теперь на один только LikeNastya подписаны более 107 миллионов человек, а годовой доход семьи Радзинских оценивается в 18 миллионов долларов (1,1 миллиарда рублей).