Мировая экономика оказалась под угрозой из-за эпидемии смертельного китайского коронавируса. Его распространение достигло таких масштабов, что игнорировать это уже невозможно. Вирус стал причиной падения цен на нефть, разрушил традиционные цепочки поставок и обрушил мировые фондовые рынки. Россия — не исключение: из-за сильной зависимости бюджета от цен на энергоресурсы и снижения доходов от них под вопросом оказался амбициозный план Владимира Путина по разгону экономики страны. Озноб мирового масштаба — в материале «Ленты.ру».
О вирусе 2019-nCoV стало известно в конце декабря 2019 года, когда Китай оповестил Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) о ряде случаев пневмонии с неизвестным возбудителем. Очагом заболевания стал 11-миллионный город Ухань в китайской провинции Хубэй. Город немедленно изолировали, закрыв въезд и выезд, а его жителей попросили не покидать своих домов. На первых порах количество заболевших не внушало опасений: предположительно вирус появился в начале декабря, а к концу месяца было известно лишь о нескольких случаях заражения.
Однако уже в январе 2020 года число инфицированных начало расти по экспоненте. В начале месяца речь шла о нескольких десятках заразившихся, а к концу число заболевших уже достигло 10 тысяч. В начале февраля цифра выросла более чем вдвое — 24 тысячи, и уже были зафиксированы случаи смерти от новой болезни. К 5 февраля число летальных исходов почти достигло 500, более 1000 заболевших выздоровели. Тревожным оказалось и то, что вирус покинул пределы Китая и в короткий срок проник более чем в 20 стран мира, включая Россию. Масло в огонь подливает и сравнение коронавируса и с атипичной пневмонией (SARS) начала 2000-х, хотя жертвами первого всего за месяц стало более 400 человек, а от SARS с 1 ноября 2002 года по 31 июля 2003-го погибло всего 349 человек.
Смертельный коронавирус и массовая паника оказали плохую услугу замедляющейся китайской экономике, которая в 2019 году продемонстрировала худшие показатели роста за 30 лет. Во-первых, эпидемия совпала с праздниками в честь китайского нового года по лунному календарю, которые длились с 24 по 29 января, и поставила под удар компании из сфер туризма, развлечений, розничной торговли и ресторанного бизнеса. Дело в том, что в течение праздничной недели жители страны традиционно уезжают на отдых или посещают свои семьи в других регионах Китая, ходят в развлекательные центры, кино и рестораны, делают покупки и путешествуют по миру. Поэтому новогодние праздники ежегодно сопровождаются сильным ростом спроса на товары, которыми торгуют розничные сети, на бензин и авиакеросин.
Однако в 2020 году привычного роста спроса не наблюдается, ведь миллионы китайцев не только оказались невыездными, но и вообще решили не покидать своих домов, чтобы не подхватить вирус. В результате розничные продажи в первом квартале 2020 года, по прогнозу аналитиков, вырастут только на 3-4 процента, что по меньшей мере в два раза ниже показателя 2019 года — 8 процентов. Вторым ударом для китайской экономики стало то, что очагом распространения вируса оказался Ухань — крупный центр автомобильной промышленности страны.
Здесь, например, расположен завод совместного предприятия концернов General Motors и SAIC. Из-за вируса предприятия вынуждены продлевать новогодние каникулы еще как минимум на неделю. Экономисты подсчитали, что если китайские автопредприятия останутся закрытыми до середины марта 2020 года, их производительность упадет на треть по сравнению с уровнем, которого планировали достичь в первом квартале до появления вируса.
Неприятным сюрпризом для китайской экономики стала и массовая распродажа на местном фондовом рынке, вызванная страхом инвесторов из-за растущего числа жертв коронавируса. Снижение основных индексов началось еще до китайских новогодних каникул. Это вылилось в обвал котировок на открытии фондового рынка 3 февраля. Основной индекс CSI 300, рассчитываемый на базе акций, торгующихся на двух крупнейших биржах континентального Китая в Шанхае и Шэньчжэне, к закрытию снизился почти на 8 процентов. Входящие в него компании потеряли около 358 миллиардов долларов капитализации, что стало худшим обвалом с 2015 года. Не помогли даже попытки Народного банка Китая (центральный банк страны) влить в экономику почти 174 миллиарда долларов.
Эффект коронавируса поставил под вопрос перспективы роста китайской экономики в 2020 году. Теперь некоторые аналитики пророчат ей спад до двух процентов в первом квартале. Власти Китая обсуждают пересмотр целевых показателей текущего года по росту ВВП и готовят экстренный антикризисный план по поддержке экономики. Он будет включать меры по накачиванию финансовой системы миллиардами долларов, увеличению государственных расходов и предоставлению налоговых льгот для борьбы с потенциальной безработицей.
Китайский коронавирус ударил не только по местному рынку. Из-за эпидемии иностранные компании, которые ведут бизнес в Китае и конкретно в Ухане, вынуждены идти на экстренные меры. Так, корпорация Apple, штат которой в Китае насчитывает 10 тысяч сотрудников, закрыла офисы и магазины в КНР до 9 февраля. Американская Levi Strauss & Co., всего несколько месяцев назад открывшая в Ухане крупнейший на территории Китая магазин своей марки, закрыла его на карантин.
То же произошло с сетями McDonald’s и Starbucks, которые несут потери из-за простоя ресторанов и кофеен. На распространение заболевания во второй половине января отреагировали главные биржевые индексы мира. Так, американские Dow Jones, S&P 500 и Nasdaq, которые уверенно росли в 2019 году и начале 2020-го, во второй половине января фактически пошли на спад. Снижаться начал и европейский индекс Euro Stoxx, однако его реакция на коронавирус во второй половине января смазана Brexit.
Одна из основных проблем, с которой столкнулись компании по всему миру на фоне китайского вируса, — нарушение цепочек поставок. Около 20 процентов (данные 2015 года) всех компонентов, закупаемых в мире, происходят из Китая. Таким образом, остановка производств в КНР нанесла удар по промышленности и других стран. Для примера: китайские комплектующие закупает «КамАЗ». Компания уже предупредила, что может скорректировать производственные планы, если ситуация в Китае не улучшится.
Коронавирус вмешался и в работу российских ретейлеров — они стали отказываться от поставок овощей и фруктов из Китая из-за опасений инфицирования. Такое решение, например, приняла торговая сеть «Магнит». Последствия приостановки поставок продуктов из Китая почувствовали жители Дальнего Востока — там цены на некоторые овощи взлетели в несколько раз. Например, во Владивостоке килограмм зеленого лука подорожал почти вдвое — до 399 рублей. Цены на огурцы и помидоры местные производители подняли до 550 и 600 рублей за килограмм, хотя китайские овощи стоили от 100 до 160 рублей.
Однако настоящим испытанием для России может стать падение цен на нефть. Дело в том, что вынужденный карантин для предприятий в Китае после завершения новогодних праздников привел к снижению спроса на сырье со стороны КНР — главного потребителя топлива в мире — на 20 процентов. В результате цены на Brent обвалились ниже 55 долларов за баррель — это минимум более чем годового периода. Ситуация на сырьевых рынках привела к панике среди нефтяных держав. В странах ОПЕК+ заговорили о проведении экстренного заседания, чтобы обсудить возможность дальнейшего сокращения добычи для поддержания цен.
Если ситуация с ценами на нефть не исправится, она может ударить по планам России ускорить рост экономики страны в 2020 году. Речь идет о предложении президента Владимира Путина увеличить социальную поддержку населения, что должно было добавить росту ВВП страны 0,24 процентного пункта в текущем году. Теперь, по оценке аналитиков Citi, на планы Путина повлияет удешевление нефти, что замедлит рост экономики России на 0,28 процентного пункта.
Коронавирус уже окрестили «черным лебедем» — сложно предсказуемым и редким событием, которое может сильно повлиять на мировой ВВП. Очевидно, что эпидемия сильно подорвала экономические показатели Китая за первый квартал 2020 года, хотя падение производства еще не проявило себя в полной мере. Ситуация может исправиться только в том случае, если китайские власти предпримут успешные меры по поддержанию спроса и промышленности и если сама болезнь не перерастет в глобальную пандемию. В то же время влияние коронавируса на экономики других стран оценить пока сложно.
Истории глобальных эпидемий XX века не вносят ясности в вопрос, поскольку они совпадали с войнами и рецессиями, мешающими четко отследить влияние конкретного заболевания на экономику. Например, в 1918 году, во время пандемии испанского гриппа (испанки), которая считается самой страшной эпидемией XX века — ее жертвами стали десятки миллионов человек, индекс Dow Jones Industrial Average рос на оптимизме, связанном с окончанием Первой мировой войны. Когда же в декабре 1918 года обвал индекса все же произошел, он больше выглядел как откат к значениям предыдущих месяцев. Уже в начале 1919 года индекс возобновил свой рост.
Следующие две эпидемии — азиатский грипп 1957 года и гонконгский грипп 1968-го — совпали с рецессией в США, что также скрыло влияние болезни на американскую экономику. Специалисты уточняют, что заболевания сами по себе не были причиной рецессии. Атипичная пневмония в 2003 году в основном ударила по китайскому рынку, а ее воздействие на американскую экономику оказалось смазано вторжением США в Ирак. Уже в 2009 году, когда случилась эпидемия свиного гриппа, американские власти смоделировали влияние подобных событий на экономику США и пришли к выводу, что пандемия наподобие испанки в XXI веке может вызвать рецессию. Эпидемии же по типу 1957-го или 1968 годов могут стать причиной замедления американской экономики на 1 процентный пункт, не более.
С точки зрения смертности коронавирус не конкурент даже атипичной пневмонии 2003 года — два из 100 против десяти. Однако экономический его эффект несет в разы больше рисков, причина тому — нынешнее положение китайской экономики в мировой торговле. Если в 2003 году Китай занимал лишь шестое место и только подбирался к верхушке рейтинга, то в начале 2020 года Пекин всерьез бросает вызов Вашингтону в борьбе за звание главной экономики планеты. Отсюда и сопутствующий ущерб: вовлеченность Китая в мировую торговлю влечет за собой дополнительные финансовые и человеческие потери.