Новости партнеров
Прослушать статью

Женское это дело

Как столичные предпринимательницы строят инновационный бизнес

Фото: Depositphotos

Термину «технологическое предпринимательство» уже более 20 лет, и сегодня в России инновации одинаково подвластны как мужчинам, так и женщинам. В День женского предпринимательства основательницы высокотехнологичных компаний из Мекки инноваций столицы — особой экономической зоны (ОЭЗ) Технополис «Москва» рассказали, как нашли свою нишу и на собственном примере доказали, что выражение «стеклянный потолок» давно превратилось в архаизм. О том, почему бизнес не имеет гендерных границ, — в материале «Ленты.ру».

«Любовь к своему делу»

Сегодня в ОЭЗ Технополис «Москва» сосредоточено более 180 инновационных предприятий, десятая часть из них была основана женщинами. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, около 20 компаний ОЭЗ Технополис «Москва», которыми руководят женщины, выпускают лекарства, препараты для косметологии, литий-ионные аккумуляторы, медицинские изделия, электронику, 3D-печатную и роботизированную продукцию, ортопедическую обувь, а также хранят и обрабатывают большие данные. «Они активно вкладывают средства в развитие своего бизнеса, общий объем заявленных инвестиций превышает 15 миллиардов рублей, а на их предприятиях трудятся от 7 до 1500 человек», — рассказал Владимир Ефимов.

Основательница компании SIU System, которая занимается проектированием и печатью 3D-продукции, резидент ОЭЗ Технополис «Москва» Ашхен Овсепян считает, что нет разделения на женские и мужские качества руководителя, главное — любовь к своему делу. «Желание основать свой бизнес было со мной по определению, — рассказала она. — 2008-2009 годы были кризисными, а такое время, как известно, крайне полезно для новых компаний. Выбор пал на аддитивные технологии по двум причинам. Во-первых, по образованию я физик и менеджер. Мне кажется, что делать наукоемкий бизнес действительно важно. Во-вторых, 3D-печать ежедневно эволюционирует, радует и меняет мир вокруг нас. Она помогает людям создавать кастомизированные изделия, а промышленности — развиваться в геометрической прогрессии».

Все это очень вдохновляет Ашхен, но у ее бизнеса есть и проблемы, главная среди которых, по ее мнению, — «недоверие к высоким технологиям». «К сожалению, не все потребители готовы их сразу пробовать. Но мы как компания все равно не стоим на месте и стараемся быть лучше, чем вчера», — оптимистично подчеркнула основательница компании SIU System.

«Интуиция, опыт и трудолюбие»

Главным женским качеством принято считать интуицию. И большинство опрошенных женщин-руководителей отметили именно ее, назвав шестое чувство одним из главных помощников при ведении бизнеса. Однако интуиция всегда должна идти в паре с опытом и трудолюбием, уверена Оксана Залевская, генеральный директор компании «РАДА-ФАРМА», выпускающей на территории столичной ОЭЗ лекарственные препараты. Она рассказала, что начала работать в компании «РАДА-ФАРМА» под руководством своего отца Игоря Дмитриевича Залевского в 2005 году, совмещая работу с обучением в вузе на вечернем отделении. Игорь Залевский был одним из основателей компании, ему было важно, чтобы Оксана изучила и прочувствовала специфику каждого подразделения с низов. «Этим я и занималась четыре года, — вспоминает она. — В 2009 году папы неожиданно не стало, и компанию возглавила я, заручившись поддержкой учредителей. Мне был 21 год».

Оксана Залевская руководит компанией уже 11 лет. «Для меня очень ценно то, что большая часть сотрудников, которые работали здесь еще до моего прихода, продолжают трудиться в компании. В работе мне очень помогает интуиция, — признается она. — Неоднократно убеждалась, что если душа не лежит — не стоит даже начинать проект или контакт с каким-то человеком, а чуть позже становится ясно почему».

«Страсть к науке и к своему делу»

Образование — еще один важный фактор, который дает основу будущему производству. К такому мнению пришли большинство предпринимательниц ОЭЗ Технополис «Москва». Генеральный директор предприятия «Ортомода», резидент ОЭЗ Технополис «Москва» Галина Волкова рассказала, как полученная в институте специальность модельера обуви помогла ей основать компанию, уже 19 лет выпускающую ортопедическую обувь для детей и взрослых: «В институте одной из дисциплин была технология кожной отделки, и однажды мы отправились на фабрику, где я познакомилась с модельером обуви из Греции. Он так влюбленно рассказал о своем обувном производстве, что я сразу поняла, чем хочу заниматься дальше».

С того момента Галина Волкова начала мечтать о собственном бизнесе, а ее первым предприятием стал небольшой научно-производственный центр, который занимался разработкой пресс-форм, колодок и каблуков. «Страсть к науке и к своему делу привели меня к понимаю того, что у многих людей проблемы со стопой, и я должна помочь им. Так я перешла из области танцевальной обуви в область сложной ортопедической. Я очень люблю то, чем я занимаюсь, и не представляю себя ни в чем другом», — рассказала генеральный директор «Ортомоды».

«Сильная команда»

Главное в технологическом бизнесе — это надежные партнеры и смелость. Дружная профессиональная команда поможет остаться на плаву даже в сложные времена, считает Виктория Клейн, соосновательница компании «Хранение энергии», разрабатывающей энергоэффективные технологии.
Совсем недавно ее предприятие получило статус резидента ОЭЗ Технополис «Москва». «В 2012 году возникла идея, — рассказала она «Ленте.ру». — Нам с партнерами было очень интересно с нуля ее развить, посмотреть, что можно сделать нового в рамках литий-ионных технологий, которые на тот момент активно использовались только в производстве батарей для мобильных телефонов и ноутбуков. Было ощущение, что есть перспективы и в других нишах. Мы рады, что не ошиблись».

«Первое время я занималась только вопросами подбора и адаптации команды, — вспоминает Виктория, — потому что до этого у меня был опыт руководящей работы только в HR. Последние два года к этой задаче добавилось операционное управление всеми частями компании, за исключением отделов продаж и маркетинга. У меня техническое образование, которое очень выручает меня и позволяет быстро разбираться в новых и сложных вопросах».

Самой большой сложностью для «Хранения энергии» является постоянно меняющаяся экономическая ситуация. «Трудно планировать ресурсы и продолжать идти вперед, — признается Виктория. — Но у нас очень сильная команда, которая в прошлом году смогла перестроить работу производства, логистики, закупок в условиях практически трехкратного увеличения объема, что тоже было амбициозной задачей, и компания ее успешно решила. В этом году мы ощутили падение рынка и стараемся искать новые направления развития, работать над эффективностью внутренних процессов, чтобы сокращать издержки». Одним из самых важных достижений этого года Виктория Клейн считает то, что это позволило не сокращать персонал компании.