Новости партнеров
Прослушать статью

«Тренируюсь по 12 часов в день»

Как компьютерная игра завоевала мир, принесла миллиарды ее создателям и славу российскому школьнику

Скриншот: игра PlayerUnknown's Battlegrounds

Компьютерные игры давно перестали быть только развлечением и средством для убийства времени. Они сформировали индустрию, на которой могут неплохо заработать не только разработчики и дистрибьютеры, но и сами геймеры. Киберспорт был официально признан многими странами, в том числе и Россией, а теперь у поклонников компьютерных игр появилась возможность получить профессиональный статус. Соревнования проходят в самых разных дисциплинах, однако в последние годы огромными темпами растет число поклонников игры PlayerUnknown’s Battlegrounds (сокращенно PUBG). Как раз в минувшие выходные прошел очередной этап чемпионата страны по PUBG среди игроков до 18 лет, организованный Российским движением школьников. О популярной игре, причинах ее успеха и о том, как благодаря ей российский школьник получил мировую известность, — в материале «Ленты.ру».

У истоков

PUBG относится к жанру с красивым названием «королевская битва». Он совмещает в себе элементы симулятора выживания с битвой против всех и, как ни странно, имеет литературные корни. В 1999-м у японского писателя Косюна Таками в свет вышла книга с этим же названием, а через год его соотечественник Киндзи Фукасаку экранизировал произведение. Фильм о школьниках, бьющихся друг с другом насмерть на необитаемом острове, имел громадный успех и подтолкнул разработчиков компьютерных игр к созданию нового жанра, который предполагает онлайн-формат с большим количеством пользователей.

На протяжении полутора десятков лет в свет выходили разные игры, которые можно отнести к «королевской битве», однако появление PUBG стало прорывом. У ее истоков стоит гейм-дизайнер из Ирландии Брендан Грин, который изначально сотрудничал с разными издателями, но в 2016 году решил создать собственный продукт, на который его вдохновил именно фильм «Королевская битва». Грин заручился поддержкой корейской компании Bluehole, а игра была названа фактически его именем, так как гейм-дизайнер работал под псевдонимом PlayerUnknown.

Продукт творчества ирландца вышел в свет четыре года назад в марте 2017-го в онлайн-сервисе Steam по программе раннего доступа и был рассчитан на ПК с операционной системой Windows. За десять месяцев было продано более 13 миллионов копий игры, и в конце года вышла ее полная версия.

Выжить любой ценой

Игровой процесс в PUBG поделен на матчи, в каждом из которых может участвовать до 100 человек. Игрок имеет возможность присоединиться к раунду как одиночка или же войти в битву в дуэте, трио или квартете. Победа достанется последнему выжившему геймеру или команде.

Матч начинается с десантирования с самолета над картой, причем отдельным искусством является выбор удачного момента для прыжка. После приземления участники отправляются исследовать местность, на которой можно найти оружие, экипировку и медикаменты. Без этого вести смертельную схватку будет затруднительно. Кроме того, вещи можно забирать у убитых соперников. Пользователю доступен вид от первого или третьего лица, а карта каждые несколько минут уменьшается, подталкивая игроков к конфронтации.

По завершении раунда, который обычно длится не дольше 30 минут, игроки получают внутриигровую валюту. Размер премии зависит от количества времени, в течение которого удалось выжить, числа убитых противников и нанесенного им урона. «Деньги» можно потратить на одежду и обувь для своего персонажа, что влияет лишь на эстетическое восприятие игрового процесса. Биться за оружие и другие необходимые для выживания вещи в следующем раунде придется заново.

PUBG дает пользователям большой простор для маневра, позволяет общаться с незнакомыми людьми или же провести время с друзьями. Игра местами похожа на GTA или Counter-Strike, но уровень насилия на экране заметно ниже. Несмотря на это, Германия установила игре возрастное ограничение «18+», а Индия, Ирак и Непал вовсе запретили PUBG. В России же игра официально разрешена для лиц старше 16 лет.

Каждому по потребностям

Разработчики PUBG не стали ограничиваться традиционным ПК и оперативно адаптировали продукт для разных платформ. Внимания удостоились и игровые консоли, и даже мобильные телефоны. Причем пользователи смартфонов имеют возможность играть абсолютно бесплатно. Подойдет и Android, и IOS. Кроме того, для компьютеров и телефонов были изданы легкие версии PUBG, которые позволяют играть даже тем, кто имеет скромные по мощности девайсы.

Игра приобрела мировую популярность и имеет гигантский коммерческий успех, ежегодная прибыль исчисляется миллиардами долларов.

250-270
миллионов долларов
ежемесячно приносила мобильная версия PUBG в период карантина

Игра быстро нашла место в мире киберспорта, а аудитории зрителей, наблюдающих за соревнованиями, могут позавидовать многие футбольные и хоккейные турниры. К примеру, за PUBG MOBILE World League в сентябре прошлого года в один из дней онлайн следили 1,1 миллиона человек. Общее количество играющих в PUBG превышает 70 миллионов человек, а пиковый онлайн в шутере прошел в январе 2018 года. Тогда в игру по всему миру одновременно зашли 3,2 миллиона человек.

PUBG стала очень популярной среди стримеров и блогеров. На YouTube и Twitch можно легко отыскать сотни обзоров на любой вкус и прямых трансляций игры. Многие из них собирают сотни тысяч, а то и миллионы просмотров.

25 февраля вышел трейлер продолжения игры, которая получила название PUBG: New State. По сюжету геймеры перенесутся в будущее, доступен шутер будет исключительно на мобильных устройствах. Официально даты выхода игры пока нет.

Это по-нашему

PUBG может не только помочь убить несколько свободных часов, но и навсегда изменить жизнь. Так произошло с обычным школьником из Воронежа Александром Альховиком, для которого игра перестала быть простым увлечением. 17-летний россиянин стал профессиональным киберспортсменом, принимает участие в международных турнирах, а летом 2020 года с ним подписала контракт шведская команда Alliance. Организация собрала компанию четверых россиян, которые участвуют в командных соревнованиях.

«Ленте.ру» удалось поговорить с Альховиком после выступления в финале отборочного этапа Всероссийской киберспортивной лиги Российского движения школьников (РДШ). Игры транслировались в московском кинотеатре «Октябрь», а сам спортсмен занял третье место и завоевал путевку в Гранд-финал, который пройдет в мае.

Посмотреть киберспортивные баталии в кинозале собрались около 100 человек. Это число могло быть гораздо больше, если бы не коронавирусные ограничения. Наблюдать за игровым процессом на большом экране — революционная идея, которая пришлась по вкусу болельщикам. Изюминку турниру добавила работа комментаторов, среди которых был резидент Comedy Club Дмитрий Грачев.

Комик, который недавно начал интересоваться киберспортом, остался доволен организацией турнира и высоко оценил идею проведения трансляции в кинотеатре. Он также добавил, что просмотр раундов в PUBG Mobile захватывал его и, словно хороший футбольный матч, заставлял терять счет времени.

2 000 000
человек
посмотрели турнир в онлайне

Турнир проходит по десяти игровым дисциплинам, в пяти из них геймеры соревнуются на ПК и еще в пяти — на смартфонах. Участвуют представители восьми федеральных округов России, а зарегистрироваться на турнир могут все желающие. В каждом округе свои даты проведения отборочных турниров, победители встретятся в Гранд-финале, который должен пройти в мае в Москве. Участие в отборочных турнирах Центрального федерального округа приняли 6 тысяч школьников.

Александр попал в число 96 игроков, которые дошли до финала отбора в PUBG Mobile. При этом соревнования проходят в режиме соло. Спортсмен признался, что такой формат для него менее привычен, ведь в Alliance он играет в команде из четырех человек. Квартет Альховика с июня 2020-го принял участие в десяти международных турнирах, и лишь раз его команда оставалась без призового места. За полгода выступлений школьник получил почти пять тысяч долларов призовых, а в декабре прошлого года спортсмен был признан MVP турнира Лига ARCRED.

В финале отбора лиги РДШ Альховик стал третьим, что позволило ему квалифицироваться в Гранд-финал. Киберспортсмен рассказал, что попал в мир компьютерных игр через World of Tanks, а первые деньги заработал в Clash Royale. Однако после выхода PUBG Александр быстро оценил перспективу новой игры и решил сосредоточиться на ней. Школьник признался, что у него не было компьютера, поэтому выбор пал на мобильную версию игры.

Эти слова Альховика разрушают привычный стереотип о вечно недовольных родителях, пытающихся оторвать ребенка от компьютера или смартфона. К 16 годам спортсмен вместе с тремя единомышленниками сколотил квартет, начавший показывать себя на соревнованиях. У команды даже появился менеджер, который и написал в шведскую гильдию Alliance, с просьбой обратить внимание на перспективных россиян.

Шведы немного подумали и подписали ребят, благодаря чему те вышли на новый уровень. «Помимо призовых, на турнирах есть зарплата по контракту в команде, а также некоторый доход от рекламы», — рассказывает Альховик.

Геймер играет под ником rud3r. Как признался Александр, за основу он взял английское слово rude, которое переводится на русский как «грубый». Профессиональный статус обязывает школьника тратить на тренировки практически все свободное время. По словам киберспортсмена, на это уходит по 8-12 часов в день.

Интересно, что PUBG Mobile стала чуть ли не первой игрой, популярность которой на смартфонах гораздо выше, чем на ПК или консолях. Во многом такого превосходства удалось добиться благодаря китайским пользователям, которые умеют считать деньги и не расстаются со смартфонами. Именно поэтому бесплатная версия для телефона — отличное решение, которое наверняка возьмут на вооружение и другие производители игр.

Спорт00:02 9 марта
Киберспортсмены на награждении

«Здесь крутятся большие деньги»

Миллионы призовых, зрелищные турниры и толпы фанатов. Как компьютерные игры стали прибыльным спортом