Праздник Весны и Труда впервые открыто отметили в России 104 года назад, а всеобщей демонстрации предшествовала Февральская революция, которая привела к свержению монархии. В 1917 году 1 мая стало символом борьбы рабочих за свои права. В этот день миллионы трудящихся, среди которых были и сотрудники столичных заводов, вышли на улицы с антиимпериалистическими лозунгами. Стоит отметить, что Москва уже в те годы была одним из главных промышленных центров: здесь было сконцентрировано около 20 процентов фабрично-заводского пролетариата страны. О том, какие московские заводы застали праздник в 1917 году, — в материале «Ленты.ру».
Вчера-сегодня-завтра
«Сегодня Москва остается ведущим промышленным регионом России. Здесь работает более 700 крупных и средних промпредприятий, всего же в столице расположено более 3 тысяч производств. Их продукция — от сладостей до фармпрепаратов — активно продается не только внутри страны: в 2020 году несырьевой неэнергетический экспорт Москвы вырос почти на треть, до 39,86 миллиарда долларов США, а доля столицы в общероссийском объеме ННЭ составила 24,7 процента», — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
По его словам, порядка 40 предприятий, ставших свидетелями исторических событий 1917 года, работают до сих пор. Однако с тех пор изменились не только предприятия, но и роль сотрудников на производстве.
«За прошедшие столетия изменился как облик и оснащение заводов, так и подход к организации труда, условия работы, уровень оплаты труда. Так, по итогам 2020 года средняя зарплата для работников обрабатывающих производств составила 80,2 тысячи рублей, что на 5,5 процента выше чем годом ранее. Несмотря на то что столичные предприятия сегодня идут по пути цифровизации и роботизации, человеческий капитал остается их главной ценностью. На московских заводах работают блестящие специалисты различных отраслей: от пищевой до робототехники и облачных технологий», — отметил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.
Букет для императрицы
Одно из старейших предприятий столицы, ставшее свидетелем событий 1917 года, — «Новая заря». История легендарного производителя духов «Красная Москва» началась в 1864 году с выпуска крайне востребованного в те времена дешевого мыла. Первыми в ассортименте появились: мыло «Детское», «Янтарное» и «Медовое».
Уже через несколько лет основатель фабрики — Генрих Брокар — взялся за производство парфюмерии и вывел предприятие в лидеры российского рынка. Кстати, те самые духи «Красная Москва», которые первоначально назывались «Любимый букет императрицы», были созданы в 1913 году специально для Александры Федоровны, жены Николая II.
Фото: Пресс-служба фабрики "Новая заря"
Брокар также начал выпуск «сюрпризных коробок», которые можно считать своеобразных прапрадедом современных «бьюти-боксов»: в них входили духи, одеколон, мыло, пудра, саше, помада и другая продукция в миниатюрном размере и в изящной упаковке. Такие коробки стали настоящей сенсацией и пользовались у светских дам большой популярностью.
По воспоминаниям современников, к 50-летнему юбилею фабрика стала крупнейшим предприятием не только в России, но и в Европе. К 1914 году она занимала площадь в несколько десятков тысяч квадратных метров, численность сотрудников достигала 1,5 тысячи человек.
1917 год стал переломным моментом для предприятия, впрочем, как и для многих других. После Февральской революции здесь была создана партийная организация, фабрикой стал управлять специальный комитет. Рабочие фабрики принимали активное участие в Октябрьской революции: часть вступила в Красную гвардию, еще часть — в санитарные отряды.
После революции предприятие было национализировано и переименовано в Государственный мыловаренный завод №5, фабрика вернулась к выпуску мыла. В 1921 году предприятие вошло в трест «Жиркость», объединивший несколько бывших косметических и парфюмерных производств. А уже в 1922 году фабрика получила свое нынешнее название — «Новая Заря».
Сегодня в ассортименте предприятия свыше тысячи наименований продукции, а также почти 40 фирменных магазинов в 31 городе России.
«Рассвет» длиной в 145 лет
История еще одной московской косметической фабрики «Рассвет» началась задолго до событий 1917 года — в самом начале марта 1876 года. Тогда француз Эмиль Бодло, решивший открыть в Москве собственную мастерскую по производству косметики, получил на это соответствующее разрешение.
Изначально производство было небольшим, но с заграничным высококачественным сырьем и иностранными работниками. Москвичи быстро полюбили продукцию фабрики, и через 15 лет Бодло, ставший за годы жизни в России Эмилем Степановичем, выражаясь современным языком, привлек инвесторов в лице купцов гильдии и локализовал большое производство на земле Пановых. Здесь делали пудру, туалетное мыло, средства для ухода за зубами и цветочный одеколон «Лила Флери».
Между тем страна стремительно менялась, а вместе с ней и уклад жизни, и взгляды на то, как должна работать экономика. На производстве Бодло в 1917 году был создан рабочий комитет, а спустя два года предприятие было национализировано большевиками. Самого Эмиля Степановича тогда уже не было в живых: он скончался 1916 году и был похоронен в Москве.
После революции фабрика неоднократно меняла свое название, претерпела ряд реорганизаций и реформ, пока в 1937-м не стала «Московской парфюмерной фабрикой №1». Во время Великой Отечественной войны, в то время как мужчины воевали на фронте, их коллеги-женщины не только смогли сохранить привычные темпы производства, но и наладить выпуск противоипритных пакетов и зажигательных смесей.
Фото: frassvet.ru
Сегодня фабрика «Рассвет», получившая такое название в 1959 году, — один из старейших производителей косметики в России. В его ассортименте более 100 наименований самой разной продукции: от детской и декоративной до лечебно-профилактической косметики.
«Вызолоченный» кабель для императора
Завод — основоположник современной группы компаний «Москабельмет» был основан в 1895 году и первоначально носил название «Товарищество для эксплуатации электричества М. М. Подобедова и К».
Московское предприятие задумывалось как филиал петербургского производства, но быстро стало самостоятельным. Оно располагалось у Таганской площади на улице Швивая Горка.
Основатель — инженер-технолог Михаил Подобедов — лично обучал первых рабочих, устроившихся на завод, а также спроектировал часть станков. Слово «импортозамещение» в те годы еще не знали, но именно это считается основной заслугой Подобедова. До 80-90-х годов XIX века Россия, являясь крупным импортером кабельной продукции, полностью зависела от иностранных фирм. Молодой инженер запустил первое отечественное кабельное производство, составившее конкуренцию западным компаниям.
Завод поставлял кабельную продукцию правительственным учреждениям, казенным и частным предприятиям. Были и особые заказы — например, «вызолоченный» кабель для громоотвода у памятника Александра II в Кремле.
Количество заказов постоянно росло и уже в 1900 году была открыта вторая производственная площадка на Большой Алексеевской, а потом и третья — за Рогожской заставой.
К 1917 году на производствах работали уже около 2,8 тысячи человек, всего же за годы Первой мировой войны численность сотрудников заводов увеличилась в 4 раза. Дело в том, что тогда предприятие сосредоточилось на выполнении оборонных заказов.
После февраля 1917 года на «Москабеле» — тогда «Русские кабельные и металлопрокатные заводы» — был создан комитет, который активно боролся за права рабочих.
Поэтому 1 мая 1917 года в истории предприятия связано не только с демонстрацией: в этот день коллектив завода добился от администрации надбавок на 10-35 процентов для низкооплачиваемых категорий рабочих.
После Октябрьской революции предприятие также было национализировано, свое нынешнее название оно получило в 1933 году.
За годы существования «Москабель» участвовал во всех значимых для страны проектах. Среди них — первая в России подводная телеграфная линия, первая линии метро в Москве и даже первая советская атомная бомба.
Фото: Пресс-служба ГК "Москабельмет"
От автомобиля до ракеты
В период революции 1917 года Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева только начинал существование. И создавался он тогда, как несложно догадаться, вовсе не для покорения космического пространства.
Отсчет своей истории Центр Хруничева ведет с 30 апреля 1916 года — в этот день в Филях началось строительство 2-го автомобильного завода «Руссо-Балт». В 1921 году предприятие, где запланировали наладить выпуск и ремонт бронетехники, перешло в Бронетанковое ведомство, однако вскоре вновь вернулось к производству автомобилей. В 1922 году здесь появился первый автомобиль «С24/40» под эгидой «Промбронь». Сегодня эти машины — настоящая легенда, всего их было выпущено пять штук.
Позже филевское предприятие передали немецкой авиастроительной компании Junkers, и здесь стали выпускать самолеты. Из его цехов выходили самолеты Ju 21, гидросамолеты Ju 20 и шестиместные пассажирские F13. После того как договор с немецкими авиастроителями был расторгнут, авиапроизоводство на бывшем автомобильном заводе сохранили, только теперь вместо немецких самолетов здесь стали выпускать отечественные. С тех пор за заводом окончательно закрепился статус авиастроительного предприятия. Он был засекречен под номером 22 и наладил производство различных цельнометаллических самолетов А.Н. Туполева.
Продолжило свою работу предприятие и в военные годы. 15 октября 1941 года началась эвакуация филевского завода в Казань, а 17 декабря из оставшихся в Москве и вернувшихся из Казани филевских работников, а также из сотрудников, эвакуированных в столицу из других городов СССР, был образован завод № 23. Здесь с 1942 года до окончания войны собрали 367 дальних бомбардировщиков Ил-4 С.В. Ильюшина и 1136 пикирующих бомбардировщиков Ту-2 А.Н. Туполева.
В марте 1951 года на территории завода №23 было организовано опытно-конструкторское бюро №23 (ныне — КБ «Салют») под руководством ведущего конструктора стратегических реактивных бомбардировщиков В.М. Мясищева. Созданные бюро бомбардировщики М-4 и 3М стали основой противовоздушной обороны страны того времени. Завод №23 продолжил выпуск самолетов, а в 1960-1961 годы серийно изготовлял вертолеты МИ-6 конструкции М.Л. Миля.
«Космическая» эра для завода Хруничева началась в 1960 году, когда ОКБ-23 стало филиалом №1 ОКБ-52 В.Н. Челомея, перейдя таким образом в ракетную отрасль.
Фото: Пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
В настоящий момент АО «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева» — один из лидеров ракетно-космической отрасли. Среди его легендарных проектов, например, научно-исследовательская станция «Мир», запущенная в 1986 году и находившаяся на орбите 15 лет. За время ее работы к ней были пристыкованы три модуля, превратившие станцию в уникальную исследовательскую базу в открытом космосе.
Также предприятие участвует в строительстве и техническом обслуживании модулей Международной космической станции (МКС). Ракета-носитель «Протон» — также одно из легендарных изобретений Центра. Именно «Протон» вывел на орбиту модули станций серии «Салют», станции «Мир», первого модуля Международной космической станции «Заря», модуля «Звезда». Самой последней модификацией ракеты-носителя стала «Протон-М».
Сейчас основная задача предприятия — создание и ввод в эксплуатацию космических ракетных комплексов «Ангара» (космодром Плесецк) и «Амур» (Восточный), в составе которых будут применяться экологически чистые ракетоносители «Ангара» различной грузоподъемности.
С именем Гамалеи
История известного на весь мир Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи началась в 1891 году, в частном химико-микроскопическом и бактериологическом кабинете врача-бактериолога Филиппа Марковича Блюменталя. Сегодня он известен как один из ученых, стоявших у истоков современной профилактической медицины, а также иммунологии и онкологии.
Под руководством талантливого врача кабинет достаточно быстро стал частным химико-бактериологическим институтом, в состав которого входили различные отделения. Например, вакцинный отдел, медико-аналитическое, технико-химическое, отделение сельскохозяйственной бактериологии и экспериментальной патологии. Также здесь была создана контрольная станция для испытания сывороток и вакцин, работали курсы медицинской бактериологии, микроскопии и химии, а также лаборатории и помещения для иммунизации лошадей и других животных.
Потом страну охватила революция, институт в 1919 году был национализирован, а его основатель эмигрировал заграницу и, по некоторым данным, закончил жизнь в Париже в 1925 году.
Его детище получило название Государственного (позже — Центрального) бактериологического института Наркомздрава РСФСР, а позже, в 1931 году, когда произошло слияние сразу нескольких профильных институтов, — Центрального Института эпидемиологии и микробиологии (ЦИЭМ) Наркомздрава РСФСР.
В 1929 году по приглашению Н.А. Семашко в Москву переехал Н.Ф. Гамалея и был назначен помощником директора по научной работе Центрального бактериологического института. С 1932 года Н.Ф. Гамалея был заведующим лабораторией фильтрующихся вирусов, злокачественных опухолей, иммунологии в ЦИЭМ.
Николай Федорович Гамалея — легендарный академик и основатель отечественной медицинской микробиологии, внесший существенный вклад в развитие эпидемиологии. В 1949 году Институт был назван его именем.
Сегодня ФГБУ «Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи» Министерства здравоохранения Российской Федерации — один из старейших научно-исследовательских центров России, который в этом году будет отмечать 130-летний юбилей. Он продолжает заниматься решением фундаментальных проблем в области эпидемиологии, медицинской и молекулярной микробиологии, а также инфекционной иммунологии. В числе его, пожалуй, самых известных разработок последних лет — вакцина против коронавируса «Спутник V», а также ее облегченный вариант — «Спутник Лайт».