Зеленая трансформация Москвы Об экологии как необходимом условии устойчивого развития современных городов

Фото: пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы

Современная реальность требует новых, высокотехнологичных подходов во всех сферах: промышленности, транспорте, городской инфраструктуре. Москва идет в ногу со временем и следит за влиянием экономической деятельности на окружающую среду: любой реализуемый на территории столицы проект должен быть экологичным, убеждены в правительстве города. Недавно в Москве прошел круглый стол «Может ли промышленность быть экологичной?», на котором столичные власти обсудили с бизнесом современные тренды. О новых тенденциях в раздельном сбор мусора, переработке отходов, а также о перспективах развития электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры, — в материале «Ленты.ру».

«Сегодня в Москве действует около трех тысяч промышленных предприятий, и каждое второе из них реализует "зеленые" проекты, внедряя современные экотехнологии в свое производство. Модернизация положительно сказывается на экологии города: с 2012 по 2020 год выбросы промышленных предприятий столицы уменьшились на 14 процентов. А в прошлом месяце Москва вошла в список 30 лучших столиц по качеству воздуха в мировом рейтинге за 2020 год, опередив Париж, Вену, Берлин», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.

Он добавил, что поддержка предприятий, в особенности работающих в сфере экологии, является важнейшей задачей города. Многие из них получают льготы от правительства Москвы, например, становятся обладателями таких специальных статусов, как промышленный комплекс или инвестиционный приоритетный проект. Это обеспечивает значительное снижение налоговой нагрузки, позволяя компаниям направлять средства на модернизацию своих производств с учетом современных экотребований.

Осознанное потребление

Так, компания PepsiCo, крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков, уже несколько лет пользуется поддержкой Москвы, получая налоговые льготы. На своих заводах компании проводят различные мероприятия по уменьшению воздействия на окружающую среду, например, организуют раздельный сбор отходов и упаковки, контролируют расход воды, электроэнергии и газа, а на некоторых заводах даже устанавливаются солнечные батареи. Также компания уделяет большое внимание вопросам переработки упаковки и использованию переработанного пластика.

«В прошлом году мы убрали пластиковую крышку с одного из наших продуктов — маленькая инициатива, но это минус 150 тонн пластика в год. Сейчас мы анализируем упаковку и других продуктов, чтобы использовать как можно меньше пластика. Например, мы внедрили в производство повторно переработанный пластик и за прошлый год увеличили его использование почти в три раза. А для того, чтобы помочь потребителю понять, что делать с упаковкой после использования продукта, мы размещаем QR-коды на упаковках, которые показывают, где находится ближайшая точка сбора мусора для дальнейшей утилизации», — рассказал директор по коммуникациям «PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Кавказ и Центральная Азия» Александр Костиков.

Фото: пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы

А московский производитель упаковки «Ламбумиз» считает крайне важным обеспечить отслеживаемость упаковки на всех этапах жизненного цикла: от производства и фасовки продукции до стадии сбора отходов и их дальнейшей утилизации. Для этого компания предлагает наносить на упаковку специальный цифровой код Data Matrix.

Новая жизнь отходов

В круглом столе также приняли участие компании по переработке различных видов мусора. Одна из них, Корпорация «Экополис», перерабатывает отходы электронного и электрического оборудования. Всего у компании три завода. На этих предприятиях создана полная цепочка утилизации старой техники: сломанный принтер или монитор превращается в пластиковую гранулу — высококачественное вторичное сырье.

Процессом переработки на предприятии поделился директор Департамента по работе с государственными органами Илья Федоров: «На первое предприятие электроника поступает в том виде, в котором она эксплуатировалась. 30 процентов электроники — это пластик. Сначала мы сортируем пластик по типу — это, кстати, одна из самых капиталоемких задач. Далее с помощью специальной аппаратуры мы получаем гранулу из каждого вида пластика. Затем гранулы возвращаются обратно в экономический оборот, и из них производятся новые товары».

Компания «Орис Пром» перерабатывает лом и отходы черных и цветных металлов, изношенные шины, электронное и электрическое оборудование, бытовую технику, строительные материалы и отходы железобетона. Такая работа важна для экологии города, поскольку с 2019 года в России запрещено захоронение изношенных шин, а с 2021 года под запрет попало и захоронение электронной и бытовой техники. На предприятии из старых покрышек получают резиновую крошку, которую потом используют в качестве добавки в резиновые смеси при производстве резинополимерных композиций, спортивных покрытий и детских игровых площадок.

Фото: пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы

А вскоре в Москве появятся заводы по экологичной переработке илового осадка. Для этого город заключил с инвестором концессионное соглашение на 20 лет, которое не предполагает бюджетных затрат, а будущие объекты перейдут в собственность Москвы. Иловый осадок будут высушивать, а после этого поставлять продукт цементным заводам для использования в качестве недорогого твердого биотоплива.

Сортировка и утилизация

Участник круглого стола, директор по развитию Фабрики Вентиляции «ГалВент» Олег Логинов уверен, что с годами количество мусора в мире будет только расти и единственное решение — это разделять его. А чтобы как можно больше людей подключалось к осознанному обращению с отходами, решение по утилизации должно быть понятным, доступным и высокотехнологичным. Компания предлагает систему сортировки мусора, которая не предполагает выхода на улицу.

«Наша разработка автоматически сортирует мусор на фракции. Как это работает: человек сортирует дома мусор, выходит на лестничную площадку, нажимает необходимую кнопку. Внизу, в мусорокамере, устройство поворачивается в сторону нужного контейнера. В этот момент на всех остальных этажах мусоропровод заблокирован. Как только процесс закончен, устройство разблокируется, и им смогут пользоваться другие жильцы. Вся технология создана на базе стандартных современных мусоропроводов и может использоваться как в новых домах, так и при реконструкции существующих», — поделился технологией Олег Логинов.

Фото: пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы

Помимо обычного бытового мусора существуют и опасные для окружающих отходы. Такой мусор должен быть правильно утилизирован с использованием защищенных контейнеров. Столичные промышленники разрабатывают и предлагают решения и в этой сфере. Так, компания ГК «ЭкоБокс», которая специализируется на деятельности в сфере охраны окружающей среды, производит специальные контейнеры для сбора опасных бытовых отходов. Одна из их разработок — «Медбокс» — представляет собой специальный защищенный контейнер для сбора и обезвреживания средств индивидуальной защиты. Такой бокс в том числе помогает снизить риски неконтролируемого распространения инфекции.

Будущее за электротранспортом

Еще один шаг на пути к будущему без вреда для окружающей среды — переход на «зеленый» транспорт. В перспективе власти Москвы планируют полностью отказаться от закупок общественного транспорта на дизельном топливе, заменив автопарк электробусами.

«Электробусы начали курсировать по улицам Москвы осенью 2018 года. Тогда город получил первые единицы машин и зарядных станций к ним по контрактам жизненного цикла (КЖЦ), заключенным весной того же года. Такие соглашения предусматривают не только поставку товара, но и дальнейшее обслуживание и ремонт со стороны поставщика в течение всего периода эксплуатации. У нас заключено уже пять КЖЦ на общую сумму более 36 миллиардов рублей. В рамках этих контрактов Москва получит 600 электробусов, а также их регулярное обслуживание», — отметил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Московская компания «Парус электро», которая разрабатывает и производит системы бесперебойного питания и другую преобразовательную технику, также приняла участие в круглом столе с правительством Москвы, посвященному экологии. Одно из направлений деятельности предприятия — производство зарядных станций для электромобилей. Продукт компании обеспечивает заряд за короткое время, так как обладает высокой мощностью, а модульное исполнение силовой части позволяет легко обслуживать и ремонтировать станцию.

По мнению генерального директора «Парус электро» Владимира Хлебникова, тенденция перехода на электротранспорт набирает обороты во всем мире и Россия не исключение. «Просто неизбежно, что через несколько лет большинство производителей автомобилей и автобусов полностью перестанут производить транспорт на двигателях внутреннего сгорания и начнут выпускать автомобили только на электродвигателях. Например, Непал сейчас проводил конкурс под ключ на оснащение всей страны электрозарядками. И мы, кстати, победили в этом конкурсе», — рассказал в ходе дискуссии Хлебников.

Фото: пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы

Другое столичное предприятие, НПП «ИТЭЛМА», разработало проект интеллектуальной системы энергообеспечения электробусов с быстрой заменой батарей в нужном месте в нужное время. Всеми элементами системы в режиме онлайн управляет цифровая платформа: умной батареей, транспортным средством, зарядной станцией.

О работе системы на мероприятии рассказала Елена Соколинская, руководитель проектов НПП «ИТЭЛМА». По ее словам, благодаря новой разработке срок жизни тяговой батареи может быть максимально увеличен. Задача эффективного управления энергообеспечением решается путем смены разряженных батарей на заряженные на конечных станциях маршрута. При этом для восполнения заряда электробуса не нужно специального места или помещения. Батареи подвозятся на конечную остановку маршрута в пит-стоп мобилях.

Замена производится при помощи штабелера и команды техников из двух человек и занимает 5-15 минут, а разряженные батареи перевозятся для зарядки на специальные модульные зарядные станции. На полном заряде электробус может пройти от 150 до 300 километров в зависимости от количества установленных на него батарей. При расчете запаса хода электробуса учитываются рельеф, трафик и климатические условия. Предусмотрены и внештатные ситуации: если электробус не доехал до поста замены батареи, пит-стоп мобили доставят заряженную батарею на место аварийной остановки.

Участники круглого стола пришли к выводу, что забота об экологии — это необходимое условие для устойчивого развития современных городов. Поддерживать заботу об окружающей среде невозможно без личного участия и осознанного потребления каждого гражданина. Раздельный сбор мусора, отказ от пластика и других вредных материалов, переход на электромобили — будущее, к которому в скором времени придет большинство стран. Москва активно включилась в решение экологических задач и не отстает от мировых мегаполисов: москвичи ездят на электробусах, владельцы электрокаров могут легко зарядить свой транспорт практически в любой точке Москвы, в городе реализуются различные экопроекты по утилизации отходов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше