В круге первом. Как шоу с изолированными друг от друга людьми стало мировым хитом и превратилось в социальный эксперимент

Кадр: «Channel 4»

В 2018 году на британском телеканале Channel 4 показали The Circle (в переводе — «Круг общения»). В нем восемь незнакомцев заселились в квартиры со всеми удобствами, но оказались в полной изоляции: они могли общаться друг с другом только посредством специально созданной соцсети под названием The Circle — примитивного аналога Facebook. В итоге реалити-шоу превратилось в настоящий социальный эксперимент: с его помощью участники и зрители смогли понять, как соцсети на самом деле влияют на жизнь людей. Проект оказался популярен не только в Великобритании: со временем свои версии сняли во Франции, Бразилии и США. Как реалити-шоу усадило молодежь у телевизоров и показало, чем виртуальная жизнь отличается от реальной, — в материале «Ленты.ру».

«Стал жертвой обмана»

Участники The Circle живут в изолированных комнатах и могут общаться друг с другом только с помощью соцсети. Они диктуют текст, и система переводит его на экран. Отправлять голосовые сообщения или видео собеседникам запрещено — это правило как раз на руку тем, кто хочет скрыть от остальных свою настоящую личность: некоторые участники проекта создавали фейковые профили, а некоторые — врали о себе, надеясь, что придуманный персонаж понравится другим участникам больше, чем реальный человек.

«Социальные сети — это то место, где вы можете показывать себя такими, какими вы хотите, чтобы вас видел мир, и при этом совершенно необязательно всегда говорить правду», — утверждает участник первого сезона, 28-летний агент по недвижимости Дэн (Dan). Сам себя он называл хорошим парнем и утверждал, что ему не нужно притворяться кем-то другим, чтобы понравиться людям. Он был уверен, что искренность поможет ему выиграть главный приз — 50 тысяч фунтов стерлингов (около пяти миллионов рублей).

Фото: @c4thecircle

Один из его соперников — 26-летний Алекс (Alex). Он уверен, что победить в таком соревновании можно только с помощью лжи и манипуляций. Он использовал фотографии своей возлюбленной, чтобы создать в The Circle профиль девушки по имени Кейт (Kate) и общаться с другими участниками от ее имени. В социальных сетях все фальшиво, говорит Алекс. «Я сам когда-то стал жертвой обмана в интернете. Однажды я переписывался с одной милой девушкой, но позднее оказалось, что все это время я беседовал с мужчиной», — жалуется он.

В реалити-шоу участвовала и 20-летняя модель Шиан (Sian). В отличие от других участников, девушка настаивала на том, что ее не интересует приз. Шиан намного интереснее узнать, что привлекает в ней людей: внешность или личные качества. «Я не собираюсь публиковать модельные фотографии в своем профиле. Пусть лучше люди увидят снимки, где я отдыхаю в кровати, корчу забавные рожицы и выгляжу не очень опрятно», — говорила она в начале шоу.

Съемки в проекте стали экспериментом и для 40-летней главы рекламной компании Дженнифер (Jennifer). Женщина рассказала, что давно перестала пользоваться социальными сетями, потому что там, по ее словам, общаются одни эгоисты и извращенцы. В The Circle Дженнифер притворяется врачом, который лечит онкобольных, потому что она считает, что эта профессия должна вызывать у всех доверие.

Один из участников шоу The Circle

Один из участников шоу The Circle

Фото: @c4thecircle

В эфире программы участники обменивались сообщениями в личных или групповых чатах: рассказывали о себе, устраивали виртуальные вечеринки, обсуждали последние новости, флиртовали и даже ходили на свидания. В каждом выпуске они ставили друг другу оценки, с помощью которых выбирали самых популярных игроков, или инфлюэнсеров. Затем они определяли, кого выгнать из шоу: выбор мог пасть и на того, кто казался неприятным, и на того, кто производил впечатление наиболее сильного соперника.

Каждый человек, который выбывал из проекта, получал возможность лично увидеться с одним из оставшихся участников — до этого они общались только в соцсети. Эти встречи нередко кардинально меняли мнение людей об общении в интернете. К примеру, своим выводом поделилась 31-летняя англичанка Дженелль (Genelle), которая пришла на реалити с грудным ребенком. По ее словам, после проекта она осознала, как сильно реальный мир отличается от виртуального. «Ты понимаешь, что не должен судить и делать какие-то серьезные выводы о человеке, которого ты совсем не знаешь», — заключила она.

«Я бы уже мог работать с Биллом Гейтсом»

Идея создания программы принадлежит креативному директору британской телекомпании Studio Lambert Тиму Харкуту (Tim Harcourt). «Моя первая мысль была: "Как могло бы выглядеть реалити-шоу, где люди не встречаются лично?"— рассказал он в беседе с газетой New York Times. — Также я хотел поиграть с форматом "окно во двор", когда зрители могут подглядывать за тем, как живут другие люди».

Один из участников шоу The Circle

Один из участников шоу The Circle

Фото: @c4thecircle

Когда Харкут узнал, что Channel 4 хочет сделать проект, посвященный социальным сетям, то решил подать заявку. Вместе со своей командой он за два дня снял пилотный эпизод в квартире на востоке Лондона. Пробная серия понравилась руководителям телеканала, и, несмотря на изначально скептический настрой, они решили дать проекту зеленый свет: в сентябре 2018 года состоялся премьерный показ 12 серий первого сезона.

The Circle нельзя однозначно назвать успехом для Channel 4. По данным издания Broadcast, первый выпуск посмотрели более одного миллиона жителей Соединенного Королевства. Затем этот показатель стал падать, финальный эпизод с объявлением имени победителя посмотрели всего 606 тысяч человек. Отмечается, что в среднем каждый выпуск увидели 810 тысяч британцев, что все равно ниже, чем средние цифры по каналу — миллион.

Однако, как оказалось, реалити привлекло большое количество молодежи. Основной аудиторией The Circle (49,4 процента) стали зрители в возрасте от 16 до 34 лет. В 2018 году ни одна из программ на телеканале Channel 4 не могла похвастаться таким же количеством молодых зрителей.

В октябре того же года на шоу обратил внимание крупный американский стриминговый сервис Netflix. Вице-президент Брендон Ригг (Brandon Riegg), отвечающий за реалити-проекты на платформе, в разговоре с Broadcast отметил, что The Circle является «увлекательным и современным форматом, который заслуживает внимания». «Мы считаем, что программа, в которой люди общаются друг с другом в социальных сетях и соревнуются между собой, должна заинтересовать зрителей из разных стран мира», — подчеркнул он

Собственные версии The Circle появились во Франции, Бразилии и США — все выпуски можно найти на Netflix. В беседе с The Guardian Харкут обратил внимание, что в каждой стране шоу имеет свои особенности. Так, по его словам, французы выглядят наиболее воинственно настроенными, бразильские участники постоянно смеются и веселятся каждый вечер, а американцы, как уточнил креативный продюсер, кажутся ему самыми приятными людьми, так как они менее склонны к обману.

Харкут также сообщил, что на самом деле платформа The Circle далека от совершенства. Голосового ввода у нее нет: все слова участников записывают продюсеры вручную и выводят на экране. «Если бы у нас действительно был такой качественный голосовой ввод, то я бы уже мог работать с Биллом Гейтсом или Джеффом Безосом», — цитирует его Vulture.

«Шутки всегда на первом месте»

Жанр The Circle не вписывается в привычные рамки реалити-шоу. Происходящее на проекте, действительно, напоминает скорее социальный эксперимент: зрители наблюдают за тем, как люди, которые находятся в изоляции и не имеют возможности видеть друг друга, пытаются строить дружеские или даже романтические отношения. Интерес также вызывает внутренняя борьба, с которой сталкиваются участники, пытающиеся скрыть свою личность или какие-то факты о себе. Такое произошло с Дженелль: женщина долго думала над тем, кому ей стоит рассказать, что она пришла на шоу с грудным ребенком.

Создатели программы приготовили для зрителей много неожиданных поворотов и драматических эпизодов, как и полагается традиционным реалити-шоу, но довольно часто в эфире происходят комичные ситуации. Так, в первой серии первого сезона есть сцена, где молодой человек Алекс, выдающий себя за девушку, в шутку приглашает на виртуальное свидание 22-летнего участника по имени Митчелл (Mitchell), и последний пытается флиртовать с ним во время ужина

А в третьей серии того же сезона Дженнель настаивает, что профиль 19-летней англичанки Эйден (Aiden) ведет мужчина, и, чтобы вывести ее на чистую воду, начинает задавать вопросы, которые, по ее мнению, должны точно показать, с кем именно она общается. Однако зрители знают, что за страницей Эйден действительно стоит девушка.

Участница шоу The Circle

Участница шоу The Circle

Фото: @c4thecircle

Иногда комичны и сами образы участников. 20-летний Фредди (Freddie) — открытый гей в жизни, но в виртуальном мире он скрывает свою ориентацию и выбирает для аккаунта The Circle свою самую брутальную фотографию. «Я устал для всех быть лучшим другом-геем! Я гораздо больше этого!» — в отчаянии признается он. В переписках с остальными он не раз подчеркивает, что любит девушек, и даже делится слезливой историей о том, как якобы бывшая возлюбленная изменяла ему.

При этом поведение Фредди сложно назвать брутальным. Молодой человек бурно реагирует на все события на проекте: он прыгает и кричит каждый раз во время объявления новых инфлюэнсеров и имен тех, кто покинет проект. Кроме того, участник шоу нередко отпускает пошлые шутки в адрес парней и девушек и без стеснения хвастается им, что взял с собой в квартиру секс-игрушку.

«Мне нравится, что в этом шоу много юмора. Комизм возникает в кадре, когда люди говорят одни вещи публично и совсем другие — при личной беседе, — объяснил креативный продюсер в интервью Variety. — Я большой фанат комедии, и поэтому шутки для меня всегда на первом месте, а драма — на втором».

«Хит среди молодой аудитории»

В мае 2021 года создатели британской версии The Circle неожиданно объявили о закрытии реалити-шоу после трех сезонов. Представитель Channel 4 в интервью RadioTimes.com сообщил, что, несмотря на то, что программа за три года своего существования «превратилась в хит среди молодой аудитории», руководство телеканала решило освободить место для новых проектов.

В колонке для The Guardian журналист Стюарт Херитэдж (Stuart Heritage) вспомнил, что в какой-то момент The Circle стал для британцев одной из обязательных программ к просмотру, и у каждого зрителя был свой фаворит. Он отметил, что сериал ставит перед людьми «вопросы о том, кто мы такие на самом деле и как технологии могут менять наше поведение».

Участница шоу The Circle

Участница шоу The Circle

Фото: @c4thecircle

Рейтинг программы на одном из крупнейших веб-сайтов IMDb составляет семь баллов из возможных десяти. «Все герои очень милые. Сначала я думала, что мне не понравится The Circle, но я решила посмотреть это реалити-шоу и теперь считаю его одним из лучших!», «Я редко смотрю реалити-шоу, но это меня сразу зацепило. Я даже подсадила на него свою сестру — теперь мне есть с кем обсуждать его», «Решила поставить это реалити фоном, но в итоге не смогла оторваться от него. Посмотрела целый сезон без остановки», — поделились впечатлениями пользователи.

Автор текстов для GQ Яна Мюррей (Iana Murray) в свою очередь заявила, что ей нравится смотреть проект The Circle, потому что он мало чем похож на игровое шоу и больше напоминает эксперимент по психологии в колледже. «Мы наблюдаем за тем, как они пытаются построить друг с другом настоящие отношения, пусть и один из них может оказаться мошенником», — сказала она.

Другой автор материалов для GQ Том Филип (Tom Philip) признался, что ему понравилось, как в проекте соблюдается баланс между теми, кто обманывает ради победы, теми, кто хочет найти себе друзей, и теми, кто еще точно не определился. «Я не могу перестать думать о том, что The Circle выглядит намного естественнее, чем все остальные реалити-шоу», — признался он.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше