Руководство Петропавловской судоремонтной верфи продолжает борьбу за предприятие, которое постепенно уходит в чужие руки. Это один из старейших промышленных активов региона, имеющий стратегическое значение не только для Камчатского края, но и для всей страны. Подробности скандальной истории — в материале «Ленты.ру».
День 12 июня 2021 года для Камчатского края стал по-настоящему символическим и исторически важным. Впервые за последние 30 лет на Петропавловской судоверфи был заложен киль нового судна — малотоннажного рыболовного сейнера проекта 04130. За ближайшие четыре года таких судов на полуострове планировали построить шесть. «Это и рабочие места, и технологии, и развитие промышленности, которая несет за собой качество жизни, уверенность в будущем и процветание Камчатского края», — заявил на торжественной церемонии губернатор края Владимир Солодов. Но эти надежды могут не сбыться, если нынешний владелец компании и главный инвестор Николай Куйбида потеряет контроль над предприятием. «Имущество похищено (…) компания стоит, — я вложил деньги, потерял три года жизни», — заявил «Ленте.ру» камчатский предприниматель.
Новый инвестор
Новейшая история Петропавловской верфи началась в 2018 году. «Когда-то имя Петропавловской судоверфи имени В.И. Ленина (ПСРВ) гремело на весь Советский Союз. Здесь ремонтировали и строили практически все типы рыболовецких судов, в том числе, плавбазы и рыбоконсервные заводы. На ПСРВ изготавливали технологическое и промысловое оборудование, — пишет журнал «Профиль» со ссылкой на интернет-издание «Версия». — По сути, это был отдельный город в Петропавловске-Камчатском, занимавший более 30 гектаров. Здесь была и своя инфраструктура, и удобное примыкание к бухте, свои причалы, плавучие доки, электростанция и даже бомбоубежище». Впрочем, последние 25 лет предприятие тихо умирало, а в 2014 году даже было признано банкротом.
Местный предприниматель Николай Куйбида, узнав, что СРВ вскоре уйдет с молотка, решил выйти на аукцион и составить конкуренцию иностранным компаниям, которых заинтересовал стратегический объект, расположенный на Камчатке. «Стоит отметить, что не все участники этого аукциона были в восторге от действий Куйбиды, — пишет «Профиль». — По некоторым данным, на аукционе шла явная игра на понижение цены с целью перекупить актив в интересах китайских инвесторов». Однако цена, предложенная Куйбидой, перебила эти планы. «Таким образом, я сохранил имущественный комплекс за резидентом Российской Федерации, — рассказал историю сделки предприниматель телеканалу «41 регион». — Я видел будущее за этим проектом. Но изначально он не принес никаких денег. Купив его за 470 миллионов рублей, я влил еще около 500 миллионов», — сообщает ИА «Кам 24».
После покупки на верфи начались активные работы — чистилась акватория, восстанавливались причалы и прочая инфраструктура предприятия. И с возрождением верфи у местных рыболовецких предприятий могла появиться своя база по ремонту старых и строительству новых малотоннажных судов. Для них намного выгоднее обслуживаться в ПСРВ вместо того, чтобы уходить на ремонт в Южную Корею или Китай, а заказывать небольшие суда приходилось даже в Калининграде.
Уже в июне 2021 года на Камчатке было возрождено судостроение. Киль малотоннажного сейнера заложили именно на СРВ. На очереди было еще несколько сейнеров. Дела шли в гору, пока на единственного акционера и инвестора АО «КОМКОН» Николая Куйбиду не подали в суд. Это сделали те, кто ему эту компанию и продал. Претензия заключалась в том, что предприниматель якобы не заплатил им полмиллиона рублей. Именно столько в 2018 году стоил пакет акций фирмы. «Подали на меня иск на возврат этих акций. Как будто я не заплатил эти 500 тысяч. Что смешно само по себе», — утверждал Николай Куйбида в эфире телеканала «41 регион».
Мощности ПСРВ требовались и более того — «Росатому», который курирует Севморпуть. Госкорпорация заинтересована в ремонтной базе и логистическом центре для перегрузки арктических судов. «Также появились планы создания на территорий ПСРВ газораспределительной станции для всей Камчатки», — рассказал Николай Куйбида «Ленте.ру». Однако всем этим планам, похоже, сбыться не суждено.
Уплывающая верфь
Изначально Николай Куйбида привлек к сотрудничеству местного бизнесмена Андрея Обедина, который владел одним из камчатских рыбоперерабатывающих заводов. По договоренности, он должен был осуществлять операционное руководство ПСРВ. «Когда встал вопрос об участии в торгах, именно Обедин предложил Куйбиде купить у своего старого знакомого и партнера Павла Руденко компанию АО "КОМКОН", единственным учредителем и гендиректором которого тот являлся, — пишет «Профиль», ссылаясь на интернет-издание «Версия». — Деятельности компания не вела. Ее рыночная стоимость в марте 2018 года составляла всего 159 тысяч рублей. Руденко продал АО «КОМКОН» Куйбиде за 500 тысяч рублей, перерегистрировав на него 500 акций акционерного общества. Документы по сделке Куйбида передал на хранение Обедину, которого назначил генеральным директором "КОМКОНа". На покупку имущества ОАО "Петропавловская судоверфь" и развитие компании требовались немалые деньги. Почти миллиард рублей Николай Куйбида привлек из принадлежащих ему предприятий. Около 170 миллионов рублей для АО "КОМКОН" предоставил Обедин в виде займа от его предприятий ООО "ДВ Рыбка" и ООО "РПЗ “Сокра"».
Совершенно случайно осенью 2020-го Куйбида, который являлся единственным акционером АО «КОМКОН», узнал, что его гендиректор Обедин якобы в счет обеспечения кредитов вывел ценное недвижимое имущество судоверфи на собственную компанию. В перечень активов входили 28 земельных участков, 24 здания и 11 причалов — на общую сумму почти 800 миллионов рублей.
«При этом внес он в ПСРВ, как мы помним, всего 170 миллионов рублей, а забрал в виде «отступных» в несколько раз больше. То есть операция явно смахивала на откровенное мошенничество, — сообщает «Профиль». — По странному стечению обстоятельств эта сделка Управлением Росреестра по Камчатскому краю была проведена с космической скоростью — всего за три дня недвижимость АО "КОМКОН" была переведена на ООО "ДВ Рыбка". Через полтора месяца все объекты инфраструктуры судоверфи были переоформлены по договорам купли-продажи на мелкие фирмы и ИП».
Обедина в результате отстранили от должности генерального директора. Как рассказал Николай Куйбида «Ленте.ру», в декабре прошлого года он написал заявление в полицию о превышении уже бывшим генеральным директором своих полномочий. Но на этом дело не закончилось.
«Отжав имущество на 800 миллионов рублей, дельцы перешли ко второй части плана — отъему акций АО "КОМКОН", которые за минусом похищенного имущества с учетом оставшихся активов оценивались еще в 700 миллионов рублей, — пишет «Профиль», ссылаясь на интернет-издание «Версия». — Сразу после отстранения директора от должности на Николая Куйбиду неожиданно подал иск в арбитраж старый знакомый. Тот самый, который два года назад продал АО "КОМКОН"».
Руденко утверждал, что до сих пор не получил оплату в размере 500 тысяч рублей за акции компании и требовал от Куйбиды вернуть… нет, не деньги с неустойкой, а сами акции. На тот момент благодаря инвестициям Куйбиды акции выросли в цене примерно в 1400 раз. Никаких претензий за два года Руденко Куйбиде не предъявлял. Важный нюанс: есть мнение, что оригиналы договоров купли-продажи акций АО «КОМКОН» с отметкой об их оплате наличными таинственно исчезли вместе с уходом Обедина из компании, во всяком случае, так утверждает потерпевшая сторона».
Судебные баталии
«Совершен реальный акт преступления. Моя задача — вернуть потерянное», — заявил Николай Куйбида «Ленте.ру». «Но удивляет вялая реакция на события вокруг АО "КОМКОН" со стороны местных правоохранительных органов, — пишет «Профиль», ссылаясь на издание «Версия». — Почти 10 месяцев Управление СКР по Камчатскому краю проводило проверку факта незаконного отчуждения имущества компании, но ход делу так и не был дан. (…) 2 октября 2021 начальник СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю подполковник юстиции В.Г. Поздоровкина вынесла формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела "в связи с невозможностью продления срока процессуальной проверки". Прокуратура края на "отказной" материал не отреагировала, заняв откровенно безучастную позицию. А в арбитражных судах края вместо тщательного и объективного разбирательства происходит поспешное или формальное принятие решений».
«Суд первой инстанции в лице господина Решетько, не дав мне высказаться, буквально за полтора часа рассмотрел это дело в пользу господина, который продавал мне эти акции, — рассказал бизнесмен телеканалу «41 регион». — Пятый арбитражный апелляционный суд постановил решение Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, апелляционные жалобы — без удовлетворения». Но у него еще остается надежда на восстановление справедливости в следующей инстанции — в Арбитражном суде Дальневосточного округа в Хабаровске.
«Эта история разыгрывается именно в тот момент, когда государство и его руководство обратили самое серьезное внимание на проблемы Дальнего Востока, — отмечает «Профиль». — Пока правительство принимает все меры для развития этого стратегического региона, в местной бизнес-среде развиваются события, которые вряд ли простимулируют новые инвестиции в такую важную отрасль, как рыбопромышленность». Не менее важна эта отрасль и для региона.
В Камчатском крае по инициативе губернатора Владимира Солодова идет подготовка региональной стратегии развития рыбной отрасли на срок до 2035 года. В перечень задач должны войти судостроение и судоремонт. Кроме того, инвестпроект по развитию судоремонтного и судостроительного кластеров включен в число приоритетных. «Судоремонт востребован не только из-за Северного морского пути. Уже сейчас в акватории, приближенной к Петропавловску-Камчатскому, рыболовство осуществляет порядка 640 судов, — отмечал ранее Владимир Солодов. — К сожалению, за прошедшие десятилетия судостроительная отрасль пришла в упадок, и восстановить ее мгновенно невозможно: это вопрос воссоздания причальных стенок, промышленных мощностей, логистических цепочек, привлечения квалифицированных специалистов. Все это мы учтем в программе».
«Мы будем идти до конца. Проигрыш будет означать только то, что компания войдет в новый виток банкротства: снова оно начнет разваливаться — снова его начнут продавать с торгов», — заявил Николай Куйбида телеканалу «41 регион». Как рассказал предприниматель «Ленте.ру», это наихудший сценарий развития ситуации. Но и в этом случае бизнесмен вновь планирует участвовать в торгах и вернуть себе предприятие. Его задача — сохранить стратегический объект и запустить верфь в строй.