Зерновая сделка — единственное крупное многостороннее соглашение, заключенное с участием России и Украины с начала конфликта. Инициатива предусматривает, во-первых, вывоз украинского зерна по специальному коридору через Черное море; во-вторых, снятие препятствий на пути российского сельскохозяйственного экспорта. Со второй частью, по мнению российской стороны, прогресса по-прежнему мало, из-за чего в марте она решила продлить сделку лишь на 60 дней вместо планируемых 120, связав дальнейшую судьбу соглашения с подвижками по его российским условиям. Больше недели остальные участники соглашения вели интенсивные переговоры с Россией, пытаясь убедить ее продлить сделку еще на два месяца. Договориться об этом удалось лишь накануне истечения соглашения — 17 мая. Что Россия приобретает от своего участия в зерновой сделке и почему она может вновь сорваться — разбиралась «Лента.ру».
Зерновая сделка, официально известная как Черноморская зерновая инициатива, была заключена 22 июля 2022 года в Стамбуле между Россией, Украиной, Турцией и ООН.
Все сухогрузы досматриваются представителями Совместного координационного центра (СЦК) в Стамбуле. Сделка автоматически продлевается каждые 120 дней.
Параллельно с заключением сделки был подписан специальный меморандум между Россией и ООН сроком на три года, международная организация пообещала принять меры по возобновлению поставок российских зерновых и удобрений на мировые рынки.
На фоне неудачных мирных переговоров в Стамбуле весной того же года зерновая сделка стала одним из главных дипломатических достижений с начала конфликта, а генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал ее «лучом надежды».
Однако спустя несколько месяцев после торжественного подписания соглашения вокруг него стал назревать кризис.
Основная доля поставок шла в довольно обеспеченные и развитые государства вроде Турции, Китая, Испании и Нидерландов. По последним данным Совместного координационного центра, на пять беднейших стран, импортирующих зерно, — Афганистан, Эфиопию, Сомали, Судан и Йемен — пришлось меньше трех процентов из более 30 миллионов тонн сельхозпродукции, вывезенной из Украины за время существования соглашения.
Не устраивал, кроме того, скромный прогресс по «российской части» сделки — меморандуму с ООН.
Россельхозбанк, который ранее обслуживал российские поставки зерновых и удобрений, был отключен от международной банковской системы SWIFT. Из-за рестрикций российские суда с удобрениями оказались заблокированы в европейских портах, страховка для судов с российской сельхозпродукцией также существенно подорожала.
Впервые зерновая сделка оказалась на грани срыва менее чем через полгода после заключения: в конце октября 2022 года корабли Черноморского флота атаковали украинские беспилотники. В Министерстве обороны России тогда заявили, что дроны передвигались по зерновому коридору, а нападению подверглись российские корабли, как раз обеспечивающие его безопасность.
Сразу после инцидента Россия приостановила свое участие в сделке, но уже 2 ноября вновь возобновила, получив «необходимые письменные гарантии со стороны Украины» о том, что та впредь не будет использовать зерновой коридор в военных целях. В итоге соглашение, изначально рассчитанное на срок до 18 ноября, было автоматически продлено еще на 120 дней, до 18 марта.
Однако недовольство российской стороны тем, как именно реализуется сделка, лишь копилось.
По российской же части подвижек практически не было, вопреки усилиям ООН. За почти десять месяцев с момента заключения соглашения удалось продвинуться лишь в вопросе застрявших в европейских странах российских удобрений, и то незначительно. Еще в сентябре 2022 года Россия заявила, что готова бесплатно поставить в беднейшие страны около 300 тысяч тонн удобрений. Однако за все время удалось организовать отправку лишь двух партий удобрений, принадлежащих группе компаний «Уралхим-Уралкалий» и ранее заблокированных на складах и в портах Европейского союза (ЕС).
В ноябре компании удалось отправить судно с 20 тысячами тонн из Нидерландов в Малави, а в апреле еще 34 тысячи тонн — из Латвии в Кению; эта партия, как ожидается, прибудет в порт Момбаса в конце мая. Поставки осуществлялись в тесном сотрудничестве со Всемирной продовольственной программой ООН.
Большая их часть — порядка 170 тысяч тонн — находится в Латвии, в том числе 54 тысячи тонн калия — на судне Asian Majesty в порту Риги. Оставшиеся примерно 30 тысяч тонн удобрений заблокированы в Бельгии, Эстонии и Нидерландах. Как рассказали в группе компаний «Уралхим-Уралкалий», следующие получатели удобрений будут определены совместно с Африканским союзом. «Ожидается, что следующей страной-получателем может стать Нигерия», — заявили в компании.
Вместо этого в конце апреля один из платежей российского банка был обработан JPMorgan — транзакция была «весьма ограниченная и тщательно контролируемая» властями США. По данным Reuters, финансовую организацию могут попросить обработать еще 40 платежей. «Лента.ру» обратилась к МИД России с просьбой прокомментировать данную информацию, но на момент публикации ответа не получила.
Однако подобные разовые альтернативы Россию в любом случае не устраивают. «Если вы хотите, чтобы каждый раз мы и Генеральный секретарь ООН [Антониу Гутерриш] бегали и умоляли одну или другую финансовую структуру США о том, чтобы они проявили великодушие, это не может и не будет работать», — подчеркнул министр иностранных дел Сергей Лавров на пресс-конференции в Нью-Йорке. Сложности со страхованием российских судов также сохраняются, несмотря переговоры генсека ООН с британской страховой компанией Lloyd's о понижении ставок.
Поэтому в марте 2023 года, когда вновь подошел срок для продления первой части сделки, Россия решила «пойти на небольшое обострение» и продлила соглашение на 60 дней вместо 120, то есть до 18 мая. На протяжении недели до истечения этого срока между всеми сторонами соглашения продолжались интенсивные переговоры о дальнейшей судьбе соглашения.
Однако в России были настроены весьма настороженно и даже, пожалуй, пессимистично. 16 мая источник, осведомленный о ходе переговоров, рассказал РИА Новости, что перспектив по продлению сделки не просматривается, и последней надеждой могут стать российско-турецкие переговоры на высшем уровне. Но уже на следующий день сторонам удалось прийти к соглашению. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что Россия согласилась продлить свое участие в сделке еще на два месяца. Эту информацию позже подтвердила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Турция, по словам Эрдогана, получила гарантии от «российских друзей» по выходу турецких судов из портов Николаев и Ольвия.
Так или иначе, даже несмотря на скромный прогресс по меморандуму с ООН, зерновая сделка отвечает интересам России, в первую очередь позволяя российским инспекторам досматривать следующие на Украину сухогрузы на предмет контрабанды оружия. Еще прошлой осенью постоянный представитель России при ООН Василий Небензя рассказывал, что к тому времени более 70 судов были задержаны или вовсе отстранены за нарушение правил судоходства в коридоре, в том числе попытки контрабанды в специально оборудованных тайниках. «Лента.ру» обратилась к МИД России с просьбой актуализировать данные о задержанных судах, но на момент публикации ответа не получила.
Своим участием в сделке, кроме того, Россия демонстрирует партнерам — Турции, Египту и другим африканским странам, — что она прикладывает все усилия для обеспечения продовольственной безопасности и стабилизации рынков зерна, рассказал «Ленте.ру» директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов.
Специалист также предположил, что российской стороне и другим участникам сделки, возможно, удалось выйти на какие-то новые договоренности, которые имеют отношение к имплементации второй части зерновой сделки — меморандума, подписанного между Россией и ООН.
Выход из зерновой сделки по истечении этого срока не обязательно приведет к прекращению украинского сельхозэкспорта: не исключено, что, как и прошлой осенью, когда Россия приостановила свое участие в соглашении, сухогрузы с украинским зерном продолжат следовать по Черноморскому коридору. Тогда российская сторона отказалась гарантировать безопасность судоходства, но не предприняла никаких шагов по блокировке судов (впрочем, западные компании все равно отказались страховать суда, которые покидали украинские порты в те несколько дней). Еще в начале марта заместитель министра иностранных дел Сергей Вершинин сказал, что в случае полноценного выхода России из сделки договоренности по обеспечению безопасности зернового коридора также могут быть «поставлены на холд».
После начала конфликта Европейская комиссия отменила квоты и тарифы на зерновые из Украины, и наплыв дешевого украинского продовольствия привел к существенному снижению выручки местных фермеров. Не придя к компромиссу с ЕС, Польша, Венгрия и Словакия уже ввели временный запрет на ввоз украинского зерна. Вслед за ними об аналогичных мерах задумались и власти Болгарии.
Кроме того, выход России из Черноморской зерновой инициативы может поставить под угрозу трехлетний меморандум ООН, отметил Андрей Маслов.
Например, Россия может учреждать и развивать финансовые организации, которые смогли бы осуществлять расчеты в юанях и рублях. Выходя на африканские рынки, мы можем строить там элеваторы и резервы зерна, тем самым также стабилизируя мировые рынки продовольствия.