После начала специальной военной операции на Украине отношения России с Европейским союзом (ЕС) резко ухудшились. Было введено десять пакетов антироссийских санкций, экономические и дипломатические связи с Россией начали разрушаться. Однако не все европейские страны оказались готовы решительно разорвать отношения с Россией, отказавшись, например, от выгодных цен на энергоресурсы. Венгрия заняла более прагматичную позицию. Премьер-министру Виктору Орбану удалось сохранить особые отношения с Москвой и продолжить взаимовыгодное сотрудничество, несмотря на давление со стороны западных партнеров. При этом Венгрия присоединилась к антироссийским санкциям, а местные депутаты даже голосовали в Европарламенте за признание России «страной — спонсором терроризма». Как Венгрии удается балансировать между Россией и ЕС, какие выгоды извлекает из такой политики премьер-министр Виктор Орбан и чем это может обернуться для нее в обозримом будущем — разбиралась «Лента.ру».
2 июня Виктор Орбан призвал международное сообщество не допустить контрнаступления Вооруженных сил Украины (ВСУ). Политик указал на необходимость учитывать численность населения обеих стран: 140 миллионов человек в России против 40 миллионов на Украине. Такое распределение сил, по его словам, неминуемо приведет к кровавой бойне, поэтому он заявил, что необходимо сделать все возможное для прекращения огня и начала мирных переговоров.
Такая позиция в отношении конфликта стала традиционной для венгерской стороны. В отличие от других стран — членов ЕС, поддерживающих наступление Украины, власти Венгрии призывают стороны не допускать дальнейшей эскалации конфликта и сесть за стол переговоров. Виктор Орбан старается смотреть на кризис реалистично и заявляет, что победа Украины над Россией возможна лишь в сказке или при прямом участии солдат НАТО. За такую позицию его критикуют все западные страны.
При этом политика Венгрии внутри ЕС и на международной арене выглядит довольно противоречиво. Официальные лица страны позволяют себе прямолинейные высказывания с критикой европейских элит, а также выражают непопулярную на Западе позицию о необходимости мирного завершения украинского конфликта. При этом Венгрия остается полноправным членом Европейского союза и пользуется всеми преимуществами своего положения.
Западные партнеры обвиняют Венгрию в пророссийской позиции из-за препятствования в выделении помощи Украине. Так, 15 мая страна заблокировала транш из Европейского фонда мира на сумму 500 миллионов евро. Представители Венгрии потребовали, чтобы фонд использовали для глобальных целей, а не только для вооружения украинских подразделений.
Здесь Венгрия преследует собственные интересы. Министр иностранных дел Петер Сийярто заявил, что республика будет блокировать все военные транши, пока Украина не снимет санкции с OTP Bank. Национальное агентство Украины по предотвращению коррупции (НАПК) признало банк «международным спонсором войны», с чем Венгрия категорически не согласна.
Помимо этого, Венгрия не одобрила и 11-й пакет санкций ЕС против России, сочтя, что рестрикции содержат риски для европейских экспортеров и для отношений Европейского союза с Китаем. Петер Сийярто подчеркнул, что его страна не поддержит и санкции в области ядерной энергетики, так как это угрожает энергобезопасности Венгрии.
Все это укладывается в общую позицию Венгрии по поводу санкций: ЕС страдает от введенных ограничений сильнее, чем Россия.
Позиция Венгрии позволяет ей сохранять тесные контакты с Россией. Для страны это выгодно прежде всего экономически. В то время как остальные страны — члены ЕС отказываются от российских энергоносителей и закупают их у США втридорога, венгерская сторона продолжает сотрудничество с Россией в этой сфере.
Так, в апреле Венгрия договорилась с российским правительством о поставках сверх контракта газа по «Турецкому потоку». Стороны также пришли к соглашению о льготном режиме оплаты по основному долгосрочному газовому контракту и о возможности отсрочки платежей, если они превысят предел в случае экстремального роста цен на газ.
Единственная в Венгрии атомная электростанция «Пакш» была построена по советскому образцу. Сейчас она обеспечивает треть энергопотребления в стране, поэтому власти продлили срок ее эксплуатации до 2050 года. В декабре 2014 года «Росатом» и венгерская компания MVM подписали контракт стоимостью 12 миллиардов евро на постройку двух новых блоков станции, получивших название «Пакш-2». Несмотря на напряженные отношения с Россией, Европейская комиссия (ЕК) официально позволила «Росатому» завершить строительство энергоблоков.
Таким образом, энергетически Венгрия продолжает зависеть от России, сознательно делая выбор в пользу более доступных и привычных путей закупки газа и ядерной энергетики.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Офицеров-Бельский в разговоре с «Лентой.ру» отметил, что до начала спецоперации россияне были одними из главных иностранных покупателей недвижимости в Будапеште. «Это является сильным косвенным признаком наличия реального экономического интереса», — заключил он. Также эксперт отметил, что российская сторона не только будет поставлять Венгрии ядерные энергоносители, но и забирать отработавшее топливо.
Виктор Орбан — «тефлоновый политик», так как он может себе позволить без потери привлекательности для своих избирателей говорить и делать все, что считает нужным, подчеркивает Офицеров-Бельский. По его мнению, премьер-министр Венгрии, выступая за окончание конфликта и сохранение конструктивного диалога с Россией, говорит не только за себя, но и за других европейских лидеров.
Немаловажно, что в отношениях Венгрии и ЕС и до начала украинского кризиса было немало разногласий. Консервативные взгляды правительства Виктора Орбана часто противоречат либеральной повестке западноевропейских стран.
Кроме того, Венгрию обвиняют в коррупции, нецелевом расходовании средств из европейских фондов, предвзятости судебной системы и нарушении основных прав и свобод. Виктора Орбана в западном мире даже называют диктатором, несмотря на то, что венгры его действительно поддерживают: рейтинги популярности премьера в крупных городах превышают 58 процентов. В Европейском парламенте считают, что существующий в современной Венгрии режим уже нельзя считать демократическим.
На фоне этих обвинений Европейская комиссия впервые в истории ЕС применила против Венгрии механизм верховенства права, предложив на семь лет сократить выдачу стране денег из общего бюджета на 20 процентов (7,5 миллиарда евро), а в декабре 2022 года заблокировала 22 миллиарда евро, которые Венгрия должна был получить из европейских фондов сплоченности в 2021-2027 годах. Эти средства планировали потратить на образование детей из неблагополучных семей, обновление железных дорог и восстановление страны после пандемии.
Экономика страны имеет выгоды от свободного рынка внутри объединения. Связь с западным миром тоже важна, так как правительство тратит очень небольшую часть бюджета на оборону. Вся ответственность за военную безопасность государства лежит на плечах НАТО.
Дмитрий Офицеров-Бельский отметил, что для венгров очень важно проводить независимую политику в рамках ЕС.
16 мая пресс-служба Министерства иностранных дел Венгрии сообщила, что ведомство договорилось о китайских инвестициях на три миллиарда евро в автомобильную промышленность страны.
Также Дмитрий Офицеров-Бельский добавил, что при помощи инвестиций из Китая и технической поддержки строится высокоскоростная железнодорожная магистраль Будапешт — Белград. «Венгрия для внешних партнеров является надежным партнером и хорошей калиткой в ЕС. Венгерские власти очень прагматичны и достаточно лояльны», — заключил он.
Сохраняя особые отношения с Россией, власти Венгрии смотрят в будущее. Позиция Венгрии более гармоничная, чем у других европейских стран, резюмирует Дмитрий Офицеров-Бельский.
Таким образом, у Венгрии получается балансировать между Европейским союзом и Россией, проводить более самостоятельную (по сравнению с другими партнерами по объединению) политику и защищать национальные интересы. На бумаге страна придерживается общей западной линии в отношении украинского конфликта, но фактически продолжает сотрудничать с Россией и искать других внешних партнеров для инвестиций и совместных проектов.