У отечественных производителей презервативов возникла проблема при переориентации на азиатские рынки. Камнем преткновения оказались размеры пенисов — выяснилось, что россиянам требуются изделия больше стандартных размеров, что удлинило сроки производства и может привести к росту цен. Но из-за разницы курсов валют презервативы уже и без того подорожали на 5-10 процентов, а секс-игрушки — на 10-20 процентов. Есть ли в этом картельный сговор, нужны ли рынку «шедевральные изделия» по доступной цене и сколько на самом деле готовы платить за категорию 18+ россияне, — в материале «Ленты.ру».
Производители презервативов из России в 2023 году столкнулись с проблемой при перепрофилировании на азиатские рынки. Основные сложности возникли из-за разницы в размерах пенисов. У среднестатистического жителя юго-востока Азии они оказались меньше, чем у россиян.
Раньше отечественные компании закупали основные партии заготовок для презервативов в Европе, но после февраля 2022-го они перестроили логистические схемы, выбрав в качестве основных рынков Малайзию и Китай. Однако из-за необходимости изготавливать презервативы большего размера под заказ их стоимость возросла, а срок производства увеличился. На конечных ценах это пока не отразилось, но с нового года ситуация может измениться, предупредили осенью журналисты.
При этом уже в ноябре на резкое удорожание презервативов обратили внимание в Госдуме. Депутат Султан Хамзаев даже попросил ФАС промониторить рынок на предмет картельного сговора. Несмотря на то что данная продукция входит в перечень социально значимой, ее стоимость в последние месяцы выросла и теперь составляет более 300 рублей за упаковку из трех штук, сообщил он. На момент написания публикации корреспондент «Ленты.ру» действительно обнаружила в известной аптечной сети упаковку Durex за 312 рублей. При этом на популярных маркетплейсах аналогичная продукция нашлась и по более низким ценам.
Основатель сети магазинов «Розовый кролик» Максимилиан Лапин версию картельного сговора опроверг. Рост цен на презервативы связан с курсом валют, так как часть составляющих закупается за границей, объяснил он. Однако дистрибуторы стараются всеми силами удержать цены и не дают им подняться выше, чем на 5-10 процентов, заверил спикер.
Одновременно Хамзаев указал на «неработающее импортозамещение» в этой области. Большая часть ассортимента на российских полках все еще представляет собой продукцию из ЕС, на которую из-за активной рекламной кампании приходится и основной спрос, подчеркнул он. Отечественные производители же, с его слов, представлены на рынке по минимуму.
Основная часть рынка резиновых изделий (порядка 90-95 процентов) для контрацепции в стране принадлежит западным компаниям, рассказывал в интервью телеканалу «Мир 24» весной прошлого года учредитель предприятия по выпуску презервативов марки Torex Павел Спичаков. «Они смогли завоевать рынок в 90-е и нулевые, покупая разные бренды и очень жестко работая с полкой, чтобы на ней не было конкурентов. По сути, просто закрыли доступ на отечественный рынок российским производителям», — объяснял бизнесмен.
В России основных предприятий, выпускающих презервативы, сейчас всего два. Линейку презервативов «ЭРОС» производят на Армавирском заводе резиновых изделий в Краснодарском крае. Он входит в число крупнейших отечественных производителей изделий из натурального и синтетического латексов. А презервативы марок «Гладиатор», BAYAN и TOREX выпускает компания «Бергус», имеющая сразу два производственных филиала — в подмосковном городе Раменское и во Владимирской области.
По данным Минпромторга от 2022 года, суммарные мощности этих предприятий составляют до 400 миллионов штук в год. При этом только небольшая часть — около 100 миллионов штук в год — идет на внутренний рынок, а еще около 600 миллионов изделий ввозят в Россию из других стран.
В определенной степени развитию отечественных брендов помогают маркетплейсы: они, по словам Спичакова, становятся своеобразным окном в мир. Какую-то часть выручки обеспечивает неконсолидированная розница, еще часть — страны СНГ, и в первую очередь ЕврАзЭС. «Но и в той же Германии мне известно только о двух предприятиях, производящих презервативы. А во Франции, к примеру, я не знаю ни одного. Тема очень специфичная, достаточно закрытая, монопольная», — комментировал он.
Перераспределению отечественного рынка мог бы помочь уход с него иностранных производителей, предполагает учредитель предприятия по выпуску презервативов марки Torex. Тогда у российских компаний появилась бы свобода двигаться на полки. Мощности уже имеющихся производств, на его взгляд, нарастить недолго — технологии это позволяют.
К слову, один из основных игроков этого рынка, британская компания Reckitt Benckiser Group Plc (производитель презервативов под маркой Durex) еще в апреле заявила о запуске процесса передачи своего бизнеса в стране. В июле компания подтвердила свои планы, отметив, что права собственности могут быть переданы третьей стороне или местным сотрудникам. Однако после этого новостей не появлялось.
Представители отрасли будут только рады развитию российского производства и максимальному импортозамещению, подтвердил Лапин. Однако на текущем этапе эти области требуют поддержки и внимания, поскольку главную роль играет все-таки качество презерватива, предупредил он. В производстве бюджетных изделий используют дешевый латекс и смазку, и если компании из России пойдут по этому пути, такая продукция просто окажется небезопасной для покупателей, предупредил основатель «Розового кролика».
Ну а главным трендом, в сторону которого сейчас двигаются в том числе крупные транснациональные компании, является производство презервативов из синтетики, считает Спичаков. Такая технология позволит уйти от зависимости от латекса, который является достаточно проблематичным в покупке, транспортировке и хранении, пояснил он.
За последний год россияне стали чаще болеть ВИЧ, туберкулезом и сифилисом, добавил Хамзаев. По всему миру такое обычно происходит, когда люди начинают реже пользоваться средствами контрацепции, заметил спикер. Среди других опасных последствий удорожания презервативов депутат назвал рост числа нежелательных беременностей, а значит, и возможных абортов.
В начале 2023 года действительно появлялись новости о том, что россияне стали реже покупать товары для интимной близости на популярных маркетплейсах, включая Wildberries и Ozon. Сразу на 62-74 процента просели продажи эротических игр, на 45-63 процента снизилась реализация товаров в категории БДСМ и фетиш. Но заметнее всего, от 65 до 83 процентов, по данным сервиса аналитики продаж на маркетплейсах Moneyplace, рухнул спрос на презервативы. Аналитики объясняли это увеличившимся стрессом и напряжением в обществе, а также уменьшением доходов граждан.
«Сейчас категория товаров для взрослых на Ozon растет на 56 процентов год к году. И выход в нее игроков низкоценового сегмента не внес существенных изменений в покупательский спрос», — сообщили «Ленте.ру» представители маркетплейса. Наибольшей распространенностью у потребителей пользуются товары в диапазоне от 300 до 700 рублей (презервативы, интим-игрушки, лубриканты), уточнили там.
По данным компании «Поставщик счастья» (один из крупнейших дистрибуторов товаров для взрослых), в 2022 году отечественный рынок товаров 18+ показал отрицательную динамику (минус 0,5 процента) впервые за долгие годы, немного не добрав 20 миллиардов рублей. До этого он демонстрировал рост, регулярно прибавляя по 15-20 процентов, а в пандемию продажи и вовсе били рекорды. Причиной спада в компании назвали закрытие офлайновых магазинов, отток потребителей в онлайн и переход на более доступные товары из ноунейм-категории. Последнее произошло на фоне роста цен на классическую продукцию из Европы и США.
Оценивая объемы рынка в предыдущие годы, в компании не учитывали роста продаж категории 18+ на популярных маркетплейсах, уточнил в разговоре с «Лентой.ру» основатель компании Дмитрий Коробицын. «Откровенно говоря, я недооценил этот канал. В итоге классические дистрибуторы практически полностью проиграли его опытным селлерам, оперативно разместившим заказы в Китае на востребованные позиции, а также молодым парням с хорошим опытом продаж. Несмотря на отсутствие глубоких компетенций, им удалось вовремя сделать довольно дешевые продукты и занять свою долю рынка», — пояснил он. Однако дальше этих площадок такие продукты не выйдут — просто не сложится экономика, убежден эксперт.
С учетом новых вводных, долю рынка в 2023 году Коробицын оценил уже в 46 миллиардов рублей. Из них 26 миллиардов на маркетплейсах пришлось на СТМ-продукты (торговая марка ретейлера, под которой продаются товары, произведенные по его заказу), 5 миллиардов — на долю классических дистрибуторов и компаний, и 15 миллиардов — на продажи в консервативных каналах, включая офлайн- и интернет-магазины, а также сетевой ретейл.
«В годовом выражении можно говорить о росте цен на 8 процентов. Однако важно отметить, что это усредненная цифра», — подчеркнул Коробицын. При этом в ходе последнего скачка курса стоимость ряда продуктов увеличивалась и до 30 процентов, сказал он. Кроме того, в этом году в категории 18+ на маркетплейсах сменился лидер, и средний чек на него на площадке теперь составляет 1,8 тысячи рублей. Что касается всей категории в целом, там средний чек находится на уровне 750-860 рублей, и с 2020 года, по словам эксперта, он менялся не сильно.
Секс-игрушки в России подорожали ощутимей презервативов: в среднем на 10-20 процентов, рассказал изданию «НСН» основатель сети «Розовый кролик». Большая часть такой продукции, по его словам, высокотехнологичная: с чипами и электроникой внутри, а комплектующие закупаются за границей. К тому же европейские компании регулярно выпускают новые коллекции и повышают цены, и сегодня чек на «навороченную западную игрушку» может достигать 15-18 тысяч рублей.
Стремясь решить эту проблему, российские производители уже приступили к созданию отечественных аналогов западных брендов, добавил Лапин. Производят их они на тех же предприятиях в КНР, где заказывают продукцию европейские компании. Итогом импортозамещения должен стать «шедевральный продукт» (как Роллс-Ройс на фоне Мерседеса), чья стоимость не превышает 10 тысяч рублей.
Китайцы тем временем тоже нашли, что позаимствовать у России. По данным Telegram-канала Baza, особенно их восхитила технология производства экзотических фаллоимитаторов — необычной формы или особенно больших размеров. Российские специалисты придумали способ снизить себестоимость искусственных пенисов, а представители китайских компаний, посетившие производство, пришли в восторг и попросили коллег открыть такие фабрики и у них на родине.
В 2024 году рост цен на продукцию, вероятнее всего, продолжится, поскольку в цены будет закладываться стоимость логистики и трат дистрибуторов и поставщиков на развитие собственных каналов сбыта, заключил Коробицын. В числе тенденций на ближайшее время представитель «Поставщика счастья» назвал некую стабилизацию рынка, рост компетенций консервативных игроков и общее увеличение продаж за счет привлечения новых потребителей.