В конце декабря мэр Москвы Сергей Собянин рассказал , что 2023 год стал рекордным для города по вводу новых транспортных объектов. Но на этом достижения не закончились. В Москве сдали в эксплуатацию 13,3 миллиона квадратных метров недвижимости. Все это в очередной раз доказывает: Москва — не просто столица России, а стремительно развивающийся мегаполис. За последние годы в городе успешно реализовано множество сложных проектов, требующих слаженной работы большого количества городских служб и департаментов. Открытие Большой кольцевой линии (БКЛ) метрополитена, новые производственные объекты и флагманские корпуса больниц — все это не только новые точки и линии на городской карте, но и новые рабочие места, залог экономического роста. Московские перспективы — в материале «Ленты.ру».
В первую очередь вместе с городом растет улично-дорожная сеть. В последние годы в среднем в столице прокладывают около 100 километров автодорог, в 2023 году этот показатель составил 115 километров. При этом всего за период с 2011 по 2023 год в Москве построили 1356 километров автодорог, что сейчас составляет около четверти от всей протяженности столичных улиц и магистралей.
Кроме того, строители создали 425 сложных инженерных сооружений — мостов, тоннелей и эстакад. В Москве появились и новые крупные автомагистрали, например, южное направление Московского скоростного диаметра и проспект Багратиона.
В сентябре Сергей Собянин открыл развязку на пересечении МКАД с Липецкой улицей, реконструкция на объекте завершилась на год раньше намеченного срока. Новая развязка поможет уменьшить пробки на выезде из города и улучшить дорожную ситуацию более чем для полумиллиона москвичей.
Не забыли городские власти и о пешеходах: для их удобства и безопасности за год сооружено 19 пешеходных переходов. В планах мэрии Москвы на ближайшие три года — построить еще 265 километров дорог, 71 искусственное сооружение и 60 пешеходных переходов.
Еще одним большим событием для всего города стало открытие движения поездов по всей Большой кольцевой линии метро. Эта крупнейший в мире проект метростроения: линия протяженностью 70 километров, состоящая из 31 станции.
Многим жителям мегаполиса поездки по новой линии позволят экономить более 30 минут ежедневно. Президент России Владимир Путин назвал новое кольцо масштабным проектом, а Собянина в шутку — главным строителем. По его словам, БКЛ разгрузит многие автомагистрали, и сделает жизнь москвичей удобнее и динамичнее.
Эксперты отмечают, что строительный комплекс Москвы находится в постоянном развитии и позволяет реализовывать строительные проекты мирового уровня практически любой сложности. Именно благодаря применению передовых технологий в столице появилась БКЛ, заявляет профессор НИУ МГСУ Валерий Теличенко.
Другим знаковым событием стало открытие движения на участке Солнцевской линии «Рассказовка» — «Аэропорт Внуково». Глава города назвал эту ветку метро уникальной, так как она позволяет всего за 40 минут добраться от Делового центра до одного из крупнейших аэропортов страны. Декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко отмечает, что такой опыт стоит распространить и на другие аэропорты Москвы. «Особенно актуально это было бы для городов с менее развитой, чем в Москве, транспортной инфраструктурой», — добавляет он.
Практически одновременно с участком «желтой» ветки был запущен еще один, но уже на Люблинско-Дмитровской линии — от «Селигерской» до «Физтеха». Новые станции позволили улучшить транспортную доступность для полумиллиона жителей жителей районов Бескудниково, Восточное Дегунино, Дмитровского, Лианозово, Северного, а также города Долгопрудного Московской области.
В планах — продление Троицкой, Рублево-Архангельской и Сокольнической (до станции «Новомосковская») линий метро. Все станции Троицкой ветки строители собираются завершить к 2028 году, а станция «Академическая» будет готова уже в 2024 году. «Порядка 96 тысяч москвичей получат дополнительную станцию метро в пешей доступности, а больше шести тысяч студентов РГУ нефти и газа имени Губкина — новые варианты поездок по городу», — пообещал Сергей Собянин.
В стадии строительства сейчас находится 15 станций метрополитена, также начались работы по проектированию Бирюлевской линии.
Одним из способов разгрузить автомобильные дороги и улучшить транспортную доступность для жителей московской агломерации являются городские электрички. Программа модернизации железнодорожной инфраструктуры столицы реализуется Правительством Москвы совместно с Правительством Российской Федерации, ОАО «РЖД» и администрацией губернатора Московской области.
Аналогичные проекты существуют и в других городах Европы — например, RER в Париже и S-Bahn в Берлине. Однако эти транспортные сети появились много десятилетий назад и развивались постепенно, вместе с городом. Московские же скоростные диаметры были запущены в максимально сжатые для такого сложного проекта сроки. Мэрии Москвы удалось превратить устаревшую сеть железных дорог в современный, удобный и быстрый способ перемещения, интегрированный с другими видами городского общественного транспорта.
Дополнительно к МЦД-1 и МЦД-2 в 2023 году было открыто движение по новым линиям — третьему Московскому центральному диаметру (МЦД-3) от Зеленограда до Раменского и четвертому Московскому центральному диаметру (МЦД-4) от Апрелевки до микрорайона Железнодорожный в Балашихе. Протяженность каждой из этих линий — более 80 километров, на «Ленинградско-Казанской» (МЦД-3) — 41 станция, а на «Калужско-Нижегородской» (МЦД-4) — 38. При этом последний маршрут — уникальный, он стал самым протяженным диаметром и проходит через центр столицы, охватывая все вокзалы, кроме Павелецкого.
В рамках реализации проекта МЦД в прошлом году было реконструировано и построено с нуля 13 железнодорожных станций: Лесной Городок, Очаково, Марьина Роща, Площадь Трех Вокзалов, Тимирязевская, Крюково, Ольгино, Поклонная, Кутузовская, Тестовская, Белорусская, Лианозово и Курский вокзал.
С 2011 года было проложено в общей сложности 392,9 километра железнодорожных путей, построены 52 новые станции (с учетом МЦК — Московского центрального кольца), реконструировано 56 уже существующих станций. Также в столице появился новый вокзал Восточный, который позволил разгрузить центральную часть железнодорожного узла от поездов дальнего следования.
Москва — это не только дороги и общественный транспорт. Если линии метро и проспекты можно назвать артериями столицы, то питают они прежде всего жилые районы, где проживают более 13 миллионов человек.
И сейчас в городе идет реализация программы реновации для улучшения качества жизни внутри кварталов как в границах МКАД, так и за его пределами. В рамках нее около миллиона москвичей переедут из старых домов в новые современные квартиры.
Власти столицы включили в программу более 5 тысяч домов — более 350 тысяч квартир общей площадью 16,4 миллиона квадратных метров. Сергей Собянин на первом после вступления в должность мэра Москвы заседании президиума правительства города дал поручение ускорить темпы реновации. Большой объем работы уже позади — в разных округах Москвы уже построено 290 жилых домов общей площадью 4,1 миллиона квадратных метров. Еще 434 объекта (8,3 миллиона квадратных метров) находятся на стадиях проектирования и строительства.
Кроме того, власти столицы подобрали 602 стартовые площадки, на которых будет возводиться новое жилье для участников программы. В 2023 году город выделил для реализации программы реновации более 84,84 гектара земли. Эти территории необходимы не только непосредственно для строительства жилья, но и для размещения сопутствующей инфраструктуры — новых дорог, социальных объектов и элементов благоустройства.
Новые микрорайоны постепенно влияют на общий облик столицы, город меняется на глазах, отмечает председатель Общественного штаба по контролю за реализацией программы реновации, профессор НИУ МГСУ Валерий Теличенко. Одна из задач реновации — создание современной городской среды, ее развитие, подчеркивает он.
Москвичи получают квартиры полностью готовыми для проживания. Качество строительства отвечает самым высоким стандартам, это касается как архитектурных решений, так и инженерных систем и отделочных материалов, используемых в квартирах и местах общего пользования, объясняет эксперт.
Евгений Михайленко отмечает, что дома по реновации строят в срок, без задержек. При этом в их проектах реализуется квартальный принцип застройки, в результате в Москве появляются новые комфортные городские пространства, благоустроенные дворы с безбарьерной средой.
Жилые районы не могут существовать без объектов социальной инфраструктуры. В 2023 году Москва получила 68 новых школ и детских садов, 24 медицинских учреждения, 20 спортивных и два культурных объекта. А за последние 12 лет в столице было построено более 1000 зданий и сооружений социального назначения.
Новые корпуса получили крупнейшая в России инфекционная больница, ИКБ № 1, и Московский клинический научный центр имени А.С. Логинова. В трех столичных стационарах открыли двери для приема пациентов флагманские центры — в Научно-исследовательском институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, городской клинической больнице (ГКБ) имени С.П. Боткина и ГКБ № 15 имени О.М. Филатова.
Примечательно, что городские власти предложили москвичам посетить новые медицинские центры с экскурсией до их открытия. Спрос на такие мероприятия был столь высок, что все слоты для предварительной записи на экскурсии, например, в новый флагманский урологический центр легендарной Боткинской больницы заняли менее чем за сутки, а в ИКБ № 1 было принято решение о продолжении экскурсий и после открытия, сообщила вице-мэр по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Кроме того, в Москве появилось сразу несколько новых спортивных объектов как районного, так и городского масштаба. Среди них — ледовый дворец «Кристалл» в Лужниках, центр фигурного катания Этери Тутберидзе в Ясенево, академия спорта «Динамо» в Петровском парке, Дворец спорта «Некрасовка», спорткомплекс «Пегас» во Внуково и многие другие.
У мэрии большие планы на следующие три года: строительство 179 детских садов, школ, поликлиник, больниц а также культурных и спортивных объектов. Кроме того, начнет работу масштабная программа по реконструкции школьных зданий, в 2024 году обновят первые 50 из них, а с 2025 года планирует реконструировать по 100 зданий в год.
«Большинство наших ребят учатся в школах, построенных 40, 50, а иногда и 90 лет назад. Они вполне пригодные для учебы, но тем не менее с каждым годом все больше не соответствуют современным представлениям о качестве и комфорте школьного образования. И, к сожалению, косметическими ремонтами эту проблему не решить. Как и поликлиникам, здесь требуется серьезная реконструкция», — пояснил Сергей Собянин.
Эксперты в строительной отрасли высоко оценивают работу мэрии Москвы по вводу в строй новых социальных объектов. Это подтверждает и опрос жителей города, проведенный факультетом городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Сейчас 60 процентов москвичей считают, что их районы достаточно обеспечены социальной инфраструктурой, и только 8 процентов полагают, что таких объектов скорее недостаточно, рассказывает Евгений Михайленко.
Несмотря на уже реализованные масштабные транспортные проекты последних лет, каждая новая развязка или реконструкция дороги будет полезна для горожан, продолжает эксперт. Декан факультета городского и регионального развития отмечает, что все необходимые проекты уже заложены в адресную инвестиционную программу Москвы.
Особенностью строительства в Москве является то, что развитие города идет не по отдельным направлениям, таким как возведение транспортных объектов или учебных заведений, а осуществляется комплексно, замечает Валерий Теличенко.
Отмечает эксперт и важность работы по реставрации, восстановлению и сохранению памятников истории и архитектуры, таких как здание Северного речного вокзала. О важности сохранения культурного наследия при строительстве новых объектов говорит и Евгений Михайленко. «Зачастую это привычные нам всем строения — памятники советской эпохи, малозаметные нам и такие ценные для мировой архитектуры», — объясняет он.
Эксперт выделяет как позитивный тренд возрождение речного транспорта и благоустройство набережных. По его словам, они стали не только местом отдыха, но и полноценным транспортным узлом, при этом город все больше располагает к прогулкам.