15-16 июня в Швейцарии должен состояться международный саммит, посвященный «формуле мира» Украины. По замыслу Владимира Зеленского, его целью было продемонстрировать единство мирового сообщества в поддержке Киева и заставить Россию согласиться на вывод войск и выплату репараций. Украинские власти больше полугода готовились к мероприятию, но всего за несколько недель до его начала внезапно изменили повестку — из нее выпал, например, пункт о возвращении границ 1991 года. Главная причина — потенциальные участники не захотели обсуждать границы России без участия России. Чем теперь Украина стремится заинтересовать делегатов и почему эти попытки обречены на неудачу — разбиралась «Лента.ру».
Видимость единства
Последние несколько месяцев Владимир Зеленский встречался с иностранными политиками и дипломатами как никогда часто. С кем не получалось поговорить лично, того он настойчиво требовал к телефону. Представителей всех стран — от президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и до наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда — он, казалось, хочет видеть на «саммите мира». Кроме России, конечно.
Будем надеяться, что все цивилизованные страны будут привлечены к «саммиту мира»
О планах провести большую конференцию, которая, согласно замыслу организаторов, должна сплотить международное сообщество вокруг украинской «формулы мира», Владимир Зеленский впервые объявил в феврале.
Считалось, что туда приедут представители большинства стран мира, после чего в ультимативной форме предъявят России набор требований по прекращению боевых действий. Естественно, выработанных на условиях Украины.
Однако получилось иначе. Сначала Министерство иностранных дел (МИД) Швейцарии, формально единственное ведомство, кому принадлежит прерогатива рассылать приглашение на участие в саммите, захотело подключить к дискуссии представителей России. И несмотря на протесты украинских чиновников, рассматривало эту возможность предельно серьезно.
Мирный процесс без России немыслим
Но Россия отказалась сама, сразу оценив перспективы саммита предельно скептично. «Наша позиция хорошо известна. Даже в случае получения приглашения на подобное мероприятие российская сторона его не примет», — утверждали в посольстве России в Швейцарии.
И с этого момента подготовка к саммиту для Украины пошла не по плану.
Дело в том, что основным отличием нового саммита от всех предыдущих встреч по «формуле мира» должно было стать участие стран так называемого Глобального Юга.
Не слишком заинтересованные в продолжении конфликта на Украине развивающиеся страны, как правило, приветствовали любые инициативы, направленные на прекращение огня. С важной оговоркой: они должны быть реалистичными, то есть устраивать обе стороны
Разумеется, после отказа России участвовать в саммите интерес этих стран к формату резко угас, что вскоре вынуждены были признать в том числе и на Украине.
Некоторые еще балансируют в отношениях между собой и Россией, потому что они зарабатывают деньги, потому что у них есть контракты
И хотя свое участие в саммите действительно подтвердили представители более чем 70 стран, вопрос об их готовности однозначно поддерживать украинские инициативы остался открытым.
Ведь большинство стран Глобального Юга, включая крупнейшие из них, в прошлом крайне скептически высказывались относительно «формулы мира». И до сих пор не делали намеков, что их позиция изменилась.
Вероятно, они готовы обсуждать лишь второстепенные пункты урегулирования, как, например, возобновление работы торговых коридоров и обмен пленными
Это значит, что к консенсусу с Украиной на саммите придут, как и всегда, исключительно западные страны. Из этого следует, что мероприятие при таком сценарии потеряет вообще всякий смысл.
Игра на понижение
Но Украина, похоже, нашла решение и этой проблемы. Если потенциальные участники не хотят обсуждать вопросы мира и войны напрямую, вынести на повестку можно более однозначные, на первый взгляд, вопросы. Например, связанные с ядерным оружием, в применении которого не заинтересован, пожалуй, вообще никто.
«Мы выносим три пункта, которые объединяют все страны. Потому что многие страны, которые балансируют между Украиной и Россией, говорят — ну, есть сложные вещи, которые без русских не решаются. Вот мы отодвинули в сторону то, что может разъединять страны», — заявил Владимир Зеленский в интервью казахстанскому изданию «Орда», подразумевая под «разъединяющими вещами», очевидно, «формулу мира».
Три пункта — это энергетическая, ядерная и продовольственная безопасность, а также обмен пленными в формате «всех на всех». Именно эти треки станут официальной повесткой саммита
Здесь следует уточнить, что представленный впервые в ноябре позапрошлого года «мирный план» Украины представлял 10 пунктов. Ядерная, продовольственная и энергетическая безопасность — в точности повторяют первые три из них.
Иными словами, повестку саммита можно считать обсуждением «формулы мира» в урезанном варианте — по задумке, делается это для того, чтобы подготовить почву для дальнейших переговоров. В перспективе Украина, если саммит закончится для нее удачно, вероятно, будет апеллировать именно к этому обстоятельству.
Только принципиальный и единый голос мирового большинства может заставить его сделать выбор в пользу мира, а не войны. Именно для этого и предназначен «саммит мира»
Как полагает заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД России, профессор Вадим Козюлин, стремление скорректировать повестку является не более чем попыткой Украины сохранить лицо.
В разговоре с «Лентой.ру» эксперт пояснил, что нежелание значительной части стран предметно обсуждать «формулу мира» поставило президента Украины в крайне неустойчивое положение, в котором впервые с 2022 года ему приходится публично поступаться декларированными ранее принципами.
Сегодня Украина находится не в том положении, чтобы продвигать изначальную «формулу»: Вооруженные силы Украины отступают, в мире накопилась усталость от конфликта (...). В ней останутся только самые проходные пункты, против которых практически невозможно возразить. Конечно, это сигнал о слабости позиций Украины. Ради сохранения саммита ей приходится умалчивать о своих ключевых требованиях
Что касается нескольких десятков развивающихся стран, изъявивших желание участвовать в саммите, Вадим Козюлин связывает это обстоятельство с давлением со стороны западных стран. В Европейском союзе и США, по его словам, максимально заинтересованы преподнести факт их присутствия на саммите как расширение числа сторонников «формулы мира».
Этих делегатов западные СМИ будут представлять как сторонников Украины. Но я предполагаю, что значительная часть их примет участие в саммите не в поддержку Украины, а ради разрешения конфликта
Кто не хочет дружить?
Наиболее острая дискуссия как в западных, так и украинских СМИ сейчас разворачивается вокруг вопроса, какие страны согласятся участвовать в саммите, а также какого именно ранга своих представителей они пришлют. И речь идет не только о странах второго и третьего мира, но также и о ближайших союзниках Украины.
Грядущее мероприятие, по заявлениям украинских властей, должно состояться прежде всего как конференция глав государств. Но на практике едва ли многие из них приедут в Швейцарию.
получили приглашение на «саммит мира» в Швейцарии
В частности, президент США Джо Байден, как пишет Bloomberg, скорее всего пропустит встречу. Аналогичным образом отказался и Си Цзиньпин, участие Китая в саммите в принципе остается под большим вопросом.
Обращаюсь к мировым лидерам, которые пока находятся в стороне от глобальных усилий по подготовке «саммита мира»: к президенту США Джо Байдену, к председателю КНР Си Цзиньпину. Пожалуйста, поддержите «саммит мира» своим персональным лидерством и участием
К настоящему времени официально из глав государств подтвердили свое участие в саммите только канцлер Германии Олаф Шольц и премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Также заявил о своем вероятном визите и премьер-министр Японии Фумио Кисида.
Совершенно точно не приедут на саммит президенты ЮАР и Бразилии Сирил Рамафоса и Лула да Силва, на чье участие особенно сильно рассчитывал Владимир Зеленский. Индия, как пишет Bloomberg, намерена участвовать в саммите, но отправит туда только нескольких чиновников низкого ранга.
Для стран Глобального Юга конфликт на Украине представляется внутренним делом Европы, то есть континента, который ассоциируется у большинства с историей колониализма. Для большинства из них это абсолютно чужая война. Некоторые из них извлекают [из сложившейся ситуации] торговые и экономические выгоды, другие видят в конфликте возможность заработать политические дивиденды
Самой «проукраинской» группой стран Глобального Юга Вадим Козюлин называет при этом государства Латинской Америки. «Но и они выступают за компромиссное решение конфликта», — добавляет он.
Иными словами, если на саммит и приедут все заявившиеся страны, далеко не факт, что Украина сумеет добиться желаемого даже в новой для себя конфигурации.
Но ставки, похоже, предельно высоки, ведь в случае неудачи эрозия «формулы мира» станет очевидна для всех без исключения стран
Именно по этой причине сейчас и МИД Украины, и лично президент Владимир Зеленский так сильно настаивают на участии именно глав государств, не желая видеть на конференции бесчисленные делегации дипломатов невысокого ранга.
Однако при «успешном» сценарии негативные последствия для Украины могут проявиться даже еще сильнее.
Как уверен Вадим Козюлин, худшим из возможных итогов саммита может стать требование США и Европейского союза вовсе отказаться от «формулы мира» и смягчить публичную позицию насчет переговоров с Россией. Это произойдет, как считает профессор, в случае, если делегатам вообще не удастся прийти к какому-либо выводу по поводу обозначенных Украиной проблем, а ситуация на поле боя продолжит усугубляться.
Запад уже шлет Украине непрямые сигналы о том, что, возможно, настало время для переговоров. Но призывать украинские власти к пересмотру «формулы мира» открыто США, Великобритания или Европейский союз не могут. (...) [Если саммит окажется провальным], Украине придется надеяться исключительно на западную военную поддержку