Звездопад Персеиды в 2024 году: когда и где можно будет наблюдать метеорный поток

Фото: Ognen Teofilovski / Reuters

В июле и августе жители средних широт Северного полушария могут наблюдать звездопад Персеиды. 2024 год не станет исключением — во второй половине лета метеорный поток снова порадует любителей астрономии. Что известно об этом явлении, когда можно его увидеть и советы по наблюдению — в материале «Ленты.ру».

Что такое звездопад Персеиды

Звездопад Персеиды — это астрономическое явление, при котором люди могут наблюдать «падающие» звезды. В древности существовало множество легенд, которые объясняли такие явления. По одной из них, падающие звезды были ангелами, которые опускались на землю, чтобы подарить душу только что родившемуся человеку. По другой, звезды считались стрелами богов, которые сражаются со злом.

Однако с научной точки зрения это явление имеет более простое объяснение. Звезды никуда не падают, а многие из них в разы больше, чем наша планета: в небе они кажутся маленькими точками лишь из-за большого расстояния. То, что принято называть падающими звездами, — на самом деле камни, которые сгорают в атмосфере Земли.

Фото: Julia Geiter / Reuters

Во время звездопада Персеиды наша планета проходит через хвост кометы Свифта-Таттла. В связи с этим люди видят, как на небе сгорают частицы этого «хвоста». Как рассказала «Ленте.ру» учитель географии Лидия Дорофеева, кажется, что этот процесс происходит в созвездии Персеиды, поэтому метеорный поток получил именно такое название.

Что такое комета Свифта-Таттла?

Комета Свифта-Таттла — это космическое тело, открытое сразу двумя астрономами в 1862 году. Сначала американец Льюис Свифт обнаружил комету, но перепутал ее с другой, уже давно открытой, поэтому даже не сообщил о своей находке научному сообществу.

«Буквально через несколько месяцев другой астроном из США, Хорас Таттл (другой вариант фамилии — Туттль), также обнаружил комету. Он не стал ждать и рассказал о своем достижении», — пояснила Лидия Дорофеева.

Тогда ошибку осознал и Свифт, который быстро доказал свое открытие. Так комета получила двойное имя.

Один оборот вокруг Солнца комета совершает за 133 года, так же редко ее видно и с Земли. Но поток Персеиды — ежегодное явление, потому что наша планета каждое лето проходит через хвост кометы.

Каждый метеорный поток обладает родительским телом, то есть главным объектом, оставляющим след. Комета Свифта-Таттла — это и есть родительское тело звездопада Персеиды.

В какой части неба видны Персеиды

Когда Земля проходит через хвост кометы, людям кажется, будто звезды падают из определенного места на небе. Вместо звезд видны сгорающие частицы кометы, но они действительно вылетают из конкретной области — ее называют радиантом. Радиант потока Персеид расположен в созвездии Персея, видимом над Северным полушарием Земли.

Свое название оно получило в честь древнегреческого героя Персея, который, согласно мифам, расправился с превращающей людей в камни Медузой Горгоной: небесные тела из созвездия Персея складываются в фигуру мужчины, у которого в руках находится голова чудовища.

«Созвездие Персея хорошо видно в России, особенно жителям средней полосы, к которой относится и Москва. Правда, в конце весны часть созвездия скрывается за горизонтом, но потом быстро появляется вновь», — рассказала Лидия Дорофеева.

Когда можно наблюдать Персеиды

Ежегодно метеорный поток виден в Северном полушарии с середины июня до середины августа.

В 2024 году Персеиды будут падать с 17 июня по 24 августа, а пик звездопада наступит 12 августа

На пике потока Персеиды производят порядка 100 метеоров в час. В среднем же этот показатель составляет 60 метеоров в час. 12 августа по московскому времени самый сильный метеорный поток пройдет с 16:00 до 19:00, но все будет отлично видно и позднее, когда стемнеет.

Фото: Hendrik Schmidt / dpa / Globallookpress.com

Примечательно, что в этот день Луна будет в фазе первой четверти, то есть освещена на 46 процентов. Но это не помешает наблюдать звездопад, так как уже к полуночи спутник Земли опустится за горизонт.

Где видно метеорный поток Персеиды

Средние широты Северного полушария — идеальное место для наблюдения за звездопадом. К городам, где можно будет увидеть метеоры, относятся:

А также многие другие города и населенные пункты центральной России, Сибири и Урала.

Не стоит забывать, что в крупных городах звездное небо видно гораздо хуже, чем на природе. Если хочется действительно полюбоваться метеорами, лучше выбрать для этого отдаленное место, подальше от светового загрязнения

Лидия Дорофееваучитель географии

При этом наблюдать Персеиды невозможно в Южном полушарии, а также выше 60-й широты Северного. Например, в Мурманске и Якутске.

Фото: Ognen Teofilovski / Reuters

Как наблюдать падающие звезды

Чтобы увидеть максимально много падающих звезд, нужно подготовиться к наблюдению. Собрали несколько полезных советов:

1. Несмотря на то что пик звездопада начнется 12 августа днем, разглядеть Персеиды лучше всего получится после захода Солнца. Идеальное время для наблюдения за звездами — после 00:00, так как ближе к полуночи Луна зайдет за горизонт, и ничто не помешает увидеть метеоры.
  2. Уезжайте дальше от города или любого другого населенного пункта. Если такой возможности нет, постарайтесь найти наиболее высокую точку для наблюдения — крышу, высотку, холм.
  3. Идеальный вариант — горы, тогда облака тоже вряд ли помешают вам наблюдать за звездопадом.
  4. Подготовьте что-то, на что можно будет лечь или опереться. Тогда вы сможете долго наблюдать за Персеидами и не устанете. Это может быть коврик, стул, лежак.
  5. Персеиды видны невооруженным взглядом, но если вы хотите разглядеть больше метеоров, можете взять с собой телескоп или бинокль.
  6. Найдите на небе радиант этого метеорного потока (вам помогут приложения для изучения астрономии). Из него, как было сказано выше, вылетают сами метеоры, но в центре радианта они сгорают быстрее всего. Поэтому не наблюдайте только за ним.
  7. Не разводите костер, не включайте фонарики. Яркий свет помешает разглядеть метеоры.

«Не забывайте, что в августе уже может быть прохладно, поэтому лучше взять с собой теплую одежду и обувь. А еще пригодятся термос с горячим напитком и что-то на перекус, если вы собираетесь наблюдать этот звездопад дольше часа», — добавила Лидия Дорофеева.

Кроме того, залогом успеха является ясное небо. Если в ночь метеорного потока вдруг полил дождь, вряд ли удастся что-то увидеть.

Приложения для изучения астрономии

Приложения для изучения астрономии — не обязательно программа для ученых. Множество современных сервисов созданы для любителей, просто мечтающих разбираться в созвездиях и пополнять знания о метеорных потоках и других явлениях.

• «Онлайн-школа. Наука в AR». Это приложение посвящено не только астрономии, но и в целом естественным наукам. В нем есть функция дополненной реальности.
  • Solar Walk 2. Приложение содержит календарь небесных событий, а также фото космических кораблей, их траекторию и другие данные.
  • SkySafari. Приложение без проблем определит, что расположено на небе, а также подскажет, когда лучше наблюдать главные астрономические события.
  • SkyView Lite. Еще одно бесплатное приложение для изучения небесных тел. Важно, что программа может работать даже без сотовой связи.

Фото: Holger John / imago stock&people / Globallookpress.com

Другие звездопады

• Метеорный поток Квадрантиды — 3-4 января.
  • Звездопад Апрельские лириды — 22-23 апреля.
  • Поток Аквариды — 5-6 мая.
  • Южные аквариды — 30-31 июля.
  • Геминиды — 14-15 декабря.
  • Урсиды — 22-23 декабря.