В России изменят десятки законов для борьбы с киберпреступностью — пакет поправок в ближайшее время рассмотрит правительственная комиссия по законопроектной деятельности. В первую очередь документ призван защитить россиян от мошенников, однако он поможет спецслужбам бороться и с другими сетевыми злоумышленниками. В первую очередь с вербовщиками из украинских спецслужб, которые склонять жителей России к диверсиям и терактам. Одно из направлений работы вербовщиков — поиск операторов дронов для воздушных атак. Корреспондент «Ленты.ру» Илона Палей выяснила, как устроена вербовка «дронщиков» в сети и к каким операциям на территории России их пытаются готовить украинские кураторы.
Предупреждение: действия россиян, завербованных украинскими спецслужбами для управления беспилотниками, подпадают под действия целого ряда статей УК РФ, в том числе статьи 205 («Теракт») и 281 («Диверсия») УК РФ. Наказания за эти преступления — длительные сроки лишения свободы вплоть до пожизненного.
Впервые вербовать россиян для управления дронами украинские спецслужбы попытались еще в сентябре 2022 года — именно тогда в одном из мессенджеров появился тематический канал. В первой же публикации модератор канала объявил: «Мы создаем армию дронов».
Как следовало из сообщения, собирать беспилотники завербованным россиянам предлагалось самостоятельно прямо на территории страны. Однако желающих, судя по всему, не нашлось: вербовочный канал просуществовал около полугода, с трудом набрал небольшое число подписчиков, а затем и вовсе был удален из мессенджера.
Однако 2 июня 2023 года канал (для удобства назовем его N) возродился — и его модераторы стали вести куда более активную работу. В своих сообщениях они рассказывали, что самодельные дроны являются весьма удачным инструментом для диверсий: могут разгоняться до 150 километров в час, нести взрывчатку и требуют меньше расходов, чем огнестрельное оружие.
Модераторы отдельно отмечали, что операторы беспилотников, как правило, будут находиться на безопасном расстоянии от целей и успеют скрыться до прибытия сотрудников правоохранительных органов. Однако создатели канала N признавали: управлять дронами сложно, а российские спецслужбы умеют быстро вычислять их операторов.
2 июня 2023 года модераторы опубликовали пост, в котором взяли на себя ответственность за попытку удара с помощью двух беспилотников по резиденции президента России Владимира Путина в Кремле, о которой 3 мая сообщалось на сайте главы государства.
Как следовало из публикации в канале N, дроны были оснащены специальными сенсорами и навигационными системами, которые позволили им приблизиться к флагу на одном из зданий Кремля, а затем самоуничтожиться рядом с ним. После этого новые акции канала стали регулярно встречаться в сводках диверсий, которые вели другие сетевые сообщества вербовщиков.
Если верить этим данным, 15 мая 2023 года завербованные операторы дронов устроили воздушную атаку на здание управления Федеральной службы безопасности (ФСБ) по Курской области, 22 мая — на нефтебазу в Тверской области (СМИ сообщали о ней 27 мая), а 24 мая — на машину начальника управления одного из силовых ведомств в Белгороде. СМИ сообщали об этом происшествии, но не уточняли, кому именно принадлежал автомобиль.
В конце весны 2023 года однотипные посты с призывами вступить в «армию дронов» стали появляться во всех крупных сообществах вербовщиков в сети. Среди кандидатов модераторы канала N в первую очередь хотели видеть тех, кто уже умеет управлять беспилотниками или «геймеров со стажем».
Запись финальной тренировки каждый новичок должен был направить куратору, контакты которого были указаны в канале. Вербовщики подчеркивали: возраст, пол и наличие военной подготовки у кандидатов в операторы беспилотников им совершенно не важны.
Однако к тому моменту как таковых обучающих материалов (помимо программы-симулятора) у канала N еще не было — лишь 3 июня 2023 года модераторы объявили о поиске специалистов по дронам для подготовки первого учебного курса. В итоге неделю спустя в сообществе появилась небольшая методичка.
Согласно этому документу, после того как кандидат при помощи записи из симулятора доказывал свое умение управлять дроном, с ним начинал работать куратор — вместе они планировали первую операцию и готовились к ней. При этом у завербованного было целых три пути, как получить свой беспилотник для задания.
Самым легким вариантом для «дронщика» (так называли завербованных операторов модераторы канала N) могло стать получение беспилотника от его куратора. Стоит отметить: в июне 2023 года американский канал CNN сообщал, что Киев поставляет дроны и запчасти россиянам, которые симпатизируют Украине и готовы атаковать объекты внутри России.
Второй путь для завербованного агента — самостоятельная покупка дрона — модераторы назвали простым, но опасным из-за риска быть вычисленным правоохранительными органами. При этом покупка базового беспилотника и аксессуаров для него стоит немалых денег: так, сам дрон обойдется в 100-400 долларов.
Стоимость очков к беспилотнику — 100-700 долларов, а аккумулятор, зарядка, радио-контроллер и другие аксессуары обойдутся как минимум в 300 долларов. Таким образом, весь комплект будет стоить 1800 долларов (175 тысяч рублей по курсу на 10 февраля 2025 года).
Третий путь — сборка беспилотника при помощи запчастей, купленных в интернет-магазинах или напечатанных на 3D-принтере. Кто и как определял, по какому пути пойдет завербованный оператор, долгое время оставалось непонятным, но 23 декабря 2023 года модератор канала N отчасти прояснил этот вопрос.
Как следовало из сообщения, теперь кандидату в «дронщики» требовалось вначале связаться с одним вербовочным каналом для составления плана преступления, затем обратиться к другому, получить некую методичку о способах работы ФСБ, а потом выполнить проверочное задание.
Каким бы путем «дронщик» не получил свой БПЛА, это было для него лишь первым шагом — второй, согласно методичке из канала N, заключался в сборке самодельного взрывного устройства (СВУ) и «перепрошивке» (перепрограммировании) беспилотника, которая превращала его в камикадзе. Вербовщики подчеркивали: дроны должны летать только в один конец.
При этом завербованный должен был сам продумать как пути отхода после операции, так и способы заметания следов. Операторам строго рекомендовалось не действовать в районе своего проживания, а в идеале, и в родном городе.
Сколько «дронщиков» в реальности удалось завербовать модераторам канала N (и удалось ли вообще) — вопрос открытый. Как бы то ни было, сегодня призывы участвовать в «громких акциях» с применением дронов, на которые «руководство выделило большие деньги», можно найти даже в небольших региональных интернет-сообществах вербовщиков.
«Лента.ру» связалась с автором одного из таких предложений. Куратор с ником «АТЛ» (в настоящее время аккаунт удален) в личной переписке подтвердил, что действительно выдает дроны желающим совершить диверсию, но тут же оговорился — в качестве проверки свое первое преступление кандидат должен совершить при помощи личного беспилотника.
При этом кураторы не скрывают: российские спецслужбы имеют технические возможности в режиме реального времени установить координаты летящего дрона, перехватить управление им и вычислить оператора — а потому каждая операция «дронщиков» может стать последней.
К слову, сам оператор никак не может узнать о том, что был обнаружен — поэтому за точку отсчета кураторы советуют принимать момент запуска беспилотника. Таким образом, каждая операция «дронщиков» не может длиться дольше десяти минут.
Сегодня украинские спецслужбы пытаются вербовать в интернете россиян для управления дронами точно так же, как ранее искали информаторов и поджигателей релейных шкафов на железных дорогах, — об этом в беседе с «Лентой.ру» заявил военный эксперт и полковник в отставке Виктор Литовкин.
При этом, как отмечает полковник Литовкин, целями воздушных атак становятся не только военные и административные объекты, но и жилые дома, по которым Украина пытается бить самыми разными беспилотниками вплоть до БПЛА самолетного типа. Последние могут преодолевать большие расстояния, но не способны долететь незамеченными вглубь страны.
Именно поэтому наличие завербованных операторов дронов непосредственно на территории России крайне важно для украинских спецслужб. Виктор Литовкин также обращает внимание, что украинские дроны не смогли бы достигать целей без помощи специалистов из других стран — в особенности США.
Главная цель атак при помощи беспилотников — это устрашение мирного населения в России. При этом украинским спецслужбам важен медийный эффект от налетов, а какой ценой он будет достигнут, не имеет никакого значения, заключает собеседник «Ленты.ру».