Инцидент в Керченском проливе, в ходе которого российские пограничники задержали три украинских судна, вызвал жесткую реакцию официального Киева. Президент Украины Петр Порошенко созвал срочное совещание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), по результатам которого подписал указ о введении в стране военного положения сроком на 60 суток.
Вечером 26 ноября депутаты Верховной Рады поддержали ограниченное военное положение, действующее 30 дней на территории 10 областей Украины, граничащих с Россией. При этом в «Правительственном курьере», официальном печатном органе Кабинета министров, закон о военном положении опубликован в изначальной редакции, то есть, со сроком действия в 60 дней.
Вскоре после заявлений Порошенко в полную боевую готовность были приведены украинские Вооруженные силы (ВСУ) и Служба безопасности (СБУ). Министерство иностранных дел страны потребовало от России вернуть моряков и компенсировать все понесенные убытки.
В ночь на понедельник обострилась ситуация в Донбассе, где ВСУ начали массированный артиллерийский обстрел территории Донецкой народной республики (ДНР). А в Киеве радикалы напали на посольство России. Они жгли покрышки, забрасывали посольство дымовыми шашками и сожгли автомобиль с дипломатическими номерами.
25 ноября в Керченском проливе произошел инцидент между кораблями Военно-морского флота Украины и пограничной службы ФСБ России. Два украинских катера и буксир вошли в территориальные воды России в районе Крыма и двинулись в сторону Крымского моста. Корабли опасно маневрировали и не подчинялись требованиям российских пограничников.
Поскольку украинские политики, чиновники и военные неоднократно заявляли о готовности провести диверсию против Крымского моста, действия украинских моряков вынудили российскую сторону к ответным мерам. В результате российские пограничники задержали украинские корабли. Во время абордажа легкие ранения получили три украинских моряка, но их жизням ничто не угрожает. В настоящее время задержанные корабли и моряки находятся в Керчи.
Несмотря на то что с весны 2014 года на востоке Украины идут боевые действия, в которых руководство страны обвиняет Россию, Петр Порошенко последовательно выступал против введения военного положения. Украинское оппозиционное издание «Страна.ua» подобрало список аргументов президента.
Летом 2014 года Порошенко говорил, что объявление военного положения сделает невозможными поставки западного оружия и сотрудничество с Международным валютным фондом (МВФ), предоставляющим стране кредиты. Стоит отметить , что уже сегодня в МВФ заявили, что, несмотря на военное положение, продолжат финансовое сотрудничество с Украиной.
Также Порошенко апеллировал к необходимости создания в стране системы сдержек и противовесов и говорил о защите демократических ценностей, очевидно несовместимых с введением военного положения. В то же время в августе этого года во время празднования Дня независимости президент выступал резко против военного положения, поскольку это бы «существенно ограничило политические права и свободы украинских граждан». Интересно, что против введения военного положения выступали и ближайшие соратники украинского президента: например, генеральный прокурор Юрий Луценко летом этого года называл такое решение, в случае отсутствия должных условий, неконституционным, направленным сугубо на сохранение кресел политиков.
Перечень условий и ограничений, накладываемых военным положением, определяет соответствующий закон, доступный на сайте Рады. Конкретные условия военного положения, срок и территория его действия, а также конкретные права и свободы, действие которых будет ограничено, устанавливаются указом президента. На момент публикации материала текст указа отсутствует в публичном доступе.
Известно, что военное положение может устанавливаться на любой срок, а также продлеваться неограниченное количество раз. Поэтому оно вполне может продлиться до конца января 2019 года, когда официально должна начаться президентская избирательная кампания на Украине.
Что касается ограничений прав и свобод, то теперь украинцев могут привлекать к принудительным работам, отбирать у них имущество, вводить комендантский час, проводить обыски, ограничивать свободу передвижения, вносить изменения в работу предприятий.
Основная опасность от введения военного положения грозит оппозиции. Государство получает право запрещать деятельность политических партий и общественных организаций, если считается, что их деятельность угрожает Украине. Под этим же предлогом разрешается закрывать неугодные СМИ, вводить цензуру и ограничивать доступ в интернет. Во время действия военного положения нельзя прекращать полномочия президента и других органов власти, запрещено проводить выборы, референдумы, митинги и демонстрации.
Украина может ограничить или вовсе запретить въезд на свою территорию граждан России. Тех, кто уже находится в стране, могут интернировать.
Власть отказывалась вводить военное положение после присоединения Крыма к России, начала боевых действий в Донбассе и двух разгромных поражений украинской армии под Иловайском и Дебальцево в 2014 и 2015 годах, но в конце 2018 года объявила военное положение из-за не самого значительного инцидента в Керченском проливе. Все это, равно как и сам характер происшествия, который собеседники «Ленты.ру» из украинской оппозиции называют искусственным, указывает на то, что для украинской власти происшествие 25 ноября стало лишь формальным поводом для введения военного положения.
Эксперты Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) в своем Telegram-канале отмечают, что предвыборный лозунг президента «Армия, язык, вера» не дал ожидаемых результатов. Военные успехи отсутствуют, зато неудач (даже не считая Керченского инцидента) в избытке. История с предоставлением автокефалии Украине затянулась, что также негативно сказывается на рейтинге Порошенко.
По данным соцопроса, проведенного Центром социальных исследований «София», Порошенко имеет в два раза меньший уровень поддержки, чем лидер президентской гонки Юлия Тимошенко. За нее готовы проголосовать 16 процентов, за главу «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрия Бойко — 14 процентов, а действующего президента поддерживают всего 8 процентов украинцев. В данный момент Порошенко не только не имеет шансов переизбраться на второй срок, для него невозможен даже выход на второй тур выборов.
Военное положение дает Порошенко дополнительный бонус: выиграть время и получить возможность давления на конкурентов. Президентские выборы отодвинуты из-за военного положения минимум на два месяца. Реально же из-за продления его действия или «политической целесообразности» президентские выборы могут состояться одновременно с парламентскими осенью 2019 года.
За это время Порошенко, по сути, может начать заново избирательную кампанию, ведь, в отличие от прочих претендентов, он даже не запускал работу штабов. При этом наиболее серьезные конкуренты президента — Тимошенко и Бойко — вынуждены растягивать свою избирательную кампанию не на четыре месяца, как планировали ранее, а на неопределенно долгий срок, что трудно и с точки зрения формирования смыслов для избирателей, так и с точки зрения финансовых ресурсов, которых у оппозиции явно меньше, чем у Порошенко.
Осенью этого года на Украине значительно усилилось давление на оппозицию. Во время выступления в парламенте с ежегодным посланием Порошенко предупредил об опасности «пророссийского реванша» и анонсировал разработку закона о «кремлевских агентах», ограничивающий работу оппозиционных СМИ. Военное положение даст Порошенко дополнительные рычаги влияния. В данный момент именно оппозиция преобладает в информационном поле и превосходит президента по уровню поддержки гражданами. Опрошенные «Лентой.ру» эксперты полагают, что военное положение будет использовано Порошенко для давления на оппозицию — вплоть до зачистки политического поля от «пророссийских политиков».
Введение военного положения ожидаемо приведет к ответным мерам России, которая заинтересована в стабильном развитии ситуации и демократическом отстранении «партии войны» от власти в результате выборов на Украине. Если военное положение все же введут, источник «Ленты.ру» в российском МИД допустил применение новых санкций против украинских политиков и предпринимателей. По словам источника, речь идет о расширении санкционного списка как за счет новых лиц и предприятий, так и за счет ужесточения санкций против тех, кто в списке уже находится. В первую очередь новые ограничения коснутся главных спонсоров Порошенко из числа олигархов.