Украинский лайнер Boeing 737-800, выполнявший рейс PS 752 Тегеран — Киев, разбился рано утром 8 января. Крушение произошло недалеко от тегеранского аэропорта имени Имама Хомейни. Самолет принадлежал компании «Международные авиалинии Украины». ЧП произошло сразу после взлета.
Представитель Организации гражданской авиации Ирана Реза Джафарзаде сообщил, что после падения самолета вспыхнул пожар. Из-за этого нельзя опознать никого из погибших.
Как сообщает Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, на борту находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, все они погибли. В ведомстве сообщили, что в самолете находились всего 11 граждан Украины — экипаж и два пассажира.
По данным министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко, рейсом «Международных линий Украины» также летели 82 гражданина Ирана, 63 канадца, 10 граждан Швеции, четыре афганца, четверо граждан Германии и три британца. Позже появились сообщения, что два человека не сели на рейс.
Иранская сторона с самого начала заявила, что причиной катастрофы стала некая техническая проблема, отвергнув все остальные варианты случившегося. Позднее появилась информация о возгорании двигателя. Бортовые самописцы уже удалось обнаружить, они помогут установить точную причину произошедшего.
Разбившийся «Боинг» был практически новым — в 2016 году авиакомпания получила его непосредственно с завода. В «Международных авиалиниях Украины» сообщили, что последний раз самолет проходил проверку 6 января, он был исправен. Вероятность ошибки пилотов тоже оценивается как минимальная. Сама авиакомпания приняла решение приостановить выполнение рейсов в Тегеран на неопределенный срок.
Изначально посольство Украины в Иране также подтвердило, что версия теракта на борту упавшего лайнера исключена. Однако позже дипмиссия изменила свое сообщение. В новой редакции заявления посольство объявило, что причины ЧП расследует специальная комиссия, а все версии катастрофы, озвученные другими источниками, следует расценивать как неофициальные.
С таким заявлением выступили после катастрофы представители Росавиации. Ведомство не рекомендует российским авиакомпаниям использовать воздушное пространство Ирана, Ирака, Персидского и Оманского заливов из-за угроз безопасности. Перестали летать над регионом и другие международные компании.
В момент катастрофы в Иране президент Украины находился с семьей на отдыхе в Омане. Владимир Зеленский сообщил, что прервал поездку из-за случившегося. Он выразил соболезнования родным и близким всех пассажиров и членов экипажа и поручил как можно скорее расследовать все обстоятельства ЧП. По его поручению было заведено уголовное дело.
Кроме того, украинский лидер поручил провести полную проверку всех гражданских самолетов страны на предмет их летной пригодности. Президент подчеркнул, что это необходимо сделать вне зависимости от причин крушения лайнера в Тегеране
По поручению Зеленского при СНБО был создан оперативный штаб, куда вошли министр обороны, глава МИД, премьер-министр страны и другие высокопоставленные чиновники. Кроме того, по его поручению МЧС и Минобороны Украины подготовили спецборты для перевозки тел жертв авиакатастрофы.
Ночью перед вылетом украинского самолета Иран начал операцию «Мученик Сулеймани», нанеся ракетные удары по американским военным объектам в Ираке. Это было сделано в ответ на убийство 3 января генерала иранского спецподразделения «Аль-Кудс» Касема Сулеймани.
На этом фоне некоторые эксперты стали строить конспирологические теории о том, как эти два события могут быть связаны между собой. В частности, они предположили, что самолет мог быть случайно сбит одной из ракет. Однако объявленное Ираном время пуска (удар был нанесен в 01:20 по местному времени, 0:50 по Москве) не совпадает с фактическим временем отправления лайнера (06:12).