1-й Восточный окружной военный суд в Красноярском крае вынес приговор по делу трех школьников из Канска (Красноярский край), которых Федеральная служба безопасности (ФСБ) России обвинила в подготовке взрывов в зданиях полиции и спецслужбы. Это случилось после того, как у подростков нашли чат с перепиской, где они обсуждали планы «подрыва» здания ФСБ в компьютерной игре Minecraft.
По решению суда 16-летний Никита Уваров приговорен к пяти годам колонии — его взяли под стражу в зале суда. Уваров также оштрафован на 30 тысяч рублей. Учитывая помощь следствию, двух других подростков освободили от уголовной ответственности по обвинению в подготовке терактов, однако по делу об обороте взрывчатых веществ им дали три и четыре года лишения свободы условно.
Ранее гособвинитель запросил для всех троих реальные сроки: для двоих подростков, признавших вину, — по 6,5 года воспитательной колонии. Уварова, который на протяжении всего процесса настаивал на своей невиновности, прокурор попросил приговорить к девяти годам лишения свободы. На всех троих также просили наложить штраф по 50 тысяч рублей.
Как сообщало издание Baza, 14-летние подростки из Канска вели во «ВКонтакте» переписку, где обсуждали идеи анархизма. Летом 2020 года они наклеили на здание ФСБ листовки в поддержку аспиранта МГУ Азата Мифтахова, которого в феврале 2019 года задержали по подозрению в изготовлении взрывчатки после того, как неизвестные разбили окно в офисе «Единой России» в Подмосковье. Позже Мифтахова обвинили по статье «Хулиганство» и приговорил к шести годам колонии общего режима.
На следующий день после расклейки листовок сотрудники ФСБ задержали школьников. Сотрудники ведомства поговорили с ними и отпустили, отобрав телефоны. Позже оперативники, очевидно, получили доступ к изъятым телефонам и узнали из переписки о планах школьников «взорвать» здание ФСБ, построенное в компьютерной игре Minecraft. После этого подростков вызвали на допрос.
9 июня 2020 года региональное управление Следственного комитета России (СКР) сообщило, что в отношении школьников возбуждено уголовное дело по статье 205.3 УК РФ («Прохождение обучения для проведения терактов»).
По данным следствия, подростки готовились к активной террористической деятельности с октября 2019 года: они намеревались взорвать здания полиции и ФСБ. Школьники изучали запрещенную литературу экстремистского характера и просматривали видеофильмы с руководством по изготовлению взрывчатки.
Как считают следователи, подростки успели изготовить четыре бомбы. Они также проводили регулярные тренировки в заброшенных зданиях на пустырях и стройках, где отрабатывали свои навыки.
Позже уголовное дело школьников было переквалифицировано на более тяжкую статью — 205.4 УК РФ («Организация террористического сообщества и участие в нем»), но в ходе следствия это обвинение сняли за отсутствием состава преступления, оставив «Прохождение обучения для проведения терактов». Им также вменили статьи 223.1 и 222.1 УК РФ («Незаконное изготовление и хранение взрывных устройств»).
Спецслужбы считают, что подростки вдохновились примером участников запрещенной в России организации «Сеть» и подрывников, устроивших теракты у зданий управления ФСБ в Хабаровске и Архангельске.
Как сообщала Baza, двое школьников признали вину, сообщив потом, что на них давили, угрожали, но в то же время обещали, что «все будет хорошо» (интересы детей защищал адвокат по назначению). После этого подростков отправили под домашний арест. Их товарища Никиту Уварова, который отказался признать вину, поместили в СИЗО.
Родители обвиняемых считают, что правоохранительные органы пытаются сфабриковать дело, а их дети признали вину под давлением следствия. Подростки, давшие признательные показания, позже от них отказались.
В мае 2021 года расследование уголовного дела было завершено; вскоре к его рассмотрению приступил 1-й Восточный окружной военный суд. Уже в ходе процесса суд освободил подростков из-под домашнего ареста и заменил меру пресечения на запрет покидать место жительства ночью, общаться друг с другом и пользоваться интернетом.
Выступая с последним словом, Никита Уваров заявил об угрозах со стороны следствия и давлении на его мать. По словам подростка, следователи говорили его матери, что «у нее денег не хватит на платного адвоката». Кроме того, в дни, когда у нее не получалось прийти к сыну, чтобы передать что-либо, следователи намекали, что «она плохая» и надеяться на помощь родных ему не стоит, отметил подросток.
Уваров считает, что по его делу следствие проведено недобросовестно: «Облегчили себе работу, получив от моих друзей явки с повинной под давлением. А когда они поняли, что я не признаюсь в том, что они хотят, появились все плохие характеристики, оговоры друзей, чтоб сломать меня морально, чтоб для стражи был мотив, что я плохой и должен сидеть».