Восстановить контроль за крупными расходами граждан предлагает Госдуме Комитет по финансовому мониторингу. Как сообщается на сайте ежедневной газеты "Ведомости", соответствующий законопроект внес в Госдуму 2 июня председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник. На этот раз надзор за крупными сделками вводится под предлогом борьбы с отмыванием преступных денег и финансированием терроризма.
Согласно законопроекту, под контроль необходимо взять сделки с недвижимостью на сумму свыше 3 миллионов рублей, получение беспроцентных кредитов на сумму свыше 600 000 рублей или покупку гражданином ценных бумаг за наличные и сделки с валютой на ту же сумму. Информацию об этих операциях предлагается сообщать в КФМ не только банкам, как сейчас, но также страховым, трастовым и лизинговым компаниям, адвокатам, риэлторам, продавцам драгоценных камней и драгметаллов, юристам, нотариусам, бухгалтерам и казино.
Поправки в закон "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем", предложенные Госдуме Резником, предполагают, что поставлять сведения о сделках все эти организации обязаны "при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции... осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма". Разглашать факт передачи информации в уполномоченный орган закон запрещает.
С Резником изданию связаться не удалось, но сотрудник Комитета по финансовому мониторингу пояснил, что настоящим автором поправок является его ведомство: "Поправки подготовлены в рамках выполнения рекомендаций FATF по борьбе с отмыванием преступных доходов. Чтобы не затягивать процесс их принятия, решено было вносить поправки через депутата — это обычная процедура".
"Эти поправки очень сильно напоминают возвращение контроля за крупными расходами граждан", — говорит юрист компании ФБК Наталья Рябова. А юрист компании "Объединенные консультанты ФДП" Александр Костин полагает, что столь неопределенная формулировка, как была предложена Резником, может быть с успехом использована для недобросовестной конкурентной борьбы и, если поправки вступят в силу, КФМ "будет завален потоком сообщений, которые невозможно переварить".
Представитель Минфина Геннадий Ежова утверждает, что пока Минфин против ужесточения фискального контроля за крупными расходами граждан. "Но между налоговым контролем и антиотмывочным есть существенная разница, — подчеркивает Ежов. — КФМ просто проверит, не имеет ли сделка отношения к финансированию наркоторговли и других преступлений или терроризму. Если нет, информация о налогоплательщике будет похоронена в стенах КФМ".
Налоговый контроль за крупными расходами граждан был введен в 1999 году и отменен в июле 2003 года по инициативе Минфина. Этот контроль оказался неэффективным - инспекции получали уведомления о приобретении недвижимости, автомобилей, ценных бумаг, культурных ценностей и золота в слитках, но не имели права на основании выявленных нестыковок доначислять налоги, даже если доходы покупателей были гораздо меньше, чем их расходы.