Министерство образования и науки РФ настаивает на включении России в международное образовательное сообщество. Как заявил накануне на пресс-конференции глава этого ведомства Андрей Фурсенко, "сделать это необходимо, поскольку речь идет, прежде всего, о повышении качества образования российских специалистов и повышении уровня доверия к российским дипломам за рубежом, то есть к их конвертируемости".
Осенью 2002 года, напоминает "Время новостей", Россия подписала Болонское соглашение. Оно предполагает, что система высшего образования РФ к 2010 году должна стать очень похожей на европейскую. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца.
Для этого необходимо в первую очередь повсеместно перейти на двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура), отказаться от системы зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или, как их еще называют, кредитов, распространенную в Европе. Там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости. Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах.
Интеграция в западную систему образования уже встретила противодействие со стороны Союза ректоров РФ. Так, на недавней международной конференции по случаю 250-летия МГУ прозвучали предложения отказаться от присоединения к Болонскому процессу.
Есть возражения и у депутатов Госдумы. Заместитель председателя комитета Думы по образованию и науке Валентина Иванова считает, что разделение на магистратуру и бакалавриат следует ввести только для гуманитарных специальностей. А систему подготовки физиков, химиков, математиков и инженеров следует оставить в прежнем виде.
Между тем Андрей Фурсенко продолжает контактировать с зарубежными коллегами. В понедельник он провел переговоры с министром образования и научных исследований ФРГ Эдельгардом Бульманом о взаимодействии в рамках Болонского процесса. Руководители министерств договорились разработать единую систему аккредитации инженерных учебных программ и реализовать в этой области ряд проектов с присуждением совместных дипломов.
"Мы последовательно движемся к пониманию и вхождению в Болонский процесс", - заявил российский министр. По его мнению, введение в России единого госэкзамена, а также двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат и магистратура) являются первыми шагами в этом направлении.