Замоскворецкий суд Москвы в понедельник приступил к рассмотрению иска бывшего офицера ФСБ Михаила Трепашкина к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) и лично главе пресс-службы этого ведомства Александру Сидорову, сообщает "Интерфакс".
Узнайте больше в полной версии ➞Трепашкин просит суд взыскать с ответчика три миллиона рублей за моральный вред, причиненный его чести, достоинству и деловой репутации в связи с разглашением Сидоровым не соответствующих действительности сведений. Как указал истец в своем заявлении в суд, 5 декабря 2006 года ФСИН устами своего пресс-секретаря сделала заявление одному из российских СМИ, в котором указала: "Трепашкин отбывает наказание по уголовной статье, связанной с изменой родине, и поэтому мы не можем разрешить ему связаться с иностранными спецслужбами".
Это заявление было связано с намерением Трепашкина, который в то время отбывал наказание в колонии в Нижнем Тагиле, дать показания сотрудникам антитеррористического подразделения Скотланд-Ярда, расследующим обстоятельства смерти Александра Литвиненко. При этом в заключении Трепашкин находился не за измену родине, а за разглашение гостайны. Заявление пресс-службы ФСИН помешало тогда Трепашкину встретиться со следователями Скотланд-Ярда.
Как сообщалось ранее, Михаил Трепашкин занимался независимым расследованием взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске, а также заявлял, что обладает сенсационной информацией об убийствах Александра Литвиненко и Анны Политковской. Трепашкин был арестован 1 декабря 2003 года, а 19 мая 2004 года Московский окружной военный суд приговорил его к четырем года лишения свободы в колонии-поселении за разглашение государственной тайны. По версии обвинения, проходя службу в КГБ СССР и ФСБ России в 1984-1997 годах, Трепашкин копировал служебные документы и хранил их у себя дома.
За время пребывания в заключении Трепашкин неоднократно жаловался на постоянные приступы астмы, плохую еду и негативное отношение администрации, в связи с чем объявлял голодовки. О его освобождении в связи с плохим состоянием здоровья хлопотали российские и международные правозащитные организации. 9 марта 2007 года суд Нижнего Тагила вынес решение о переводе Трепашкина в колонию общего режима за систематические нарушения режима, однако в связи с ухудшением здоровья он был помещен в медсанчасть. 30 ноября 2007 года Трепашкин был освобожден из колонии.
Как сообщает сайт Civitas.Ru, 17 марта 2008 года Трепашкин подал в тот же Замоскворецкий суд на директора ФСИН Юрия Калинина иск за клевету, порочащую его честь и достоинство, в связи со сделанным в этот день заявлением главы ФСИН. Калинин, отвергая обвинения правозащитников в том, что условия содержания бывшего вице-президента "ЮКОСа" Василия Алексаняна являются унижающими для человеческого достоинства из-за невозможности получения надлежащей медицинской помощи, в частности заявил: "О Трепашкине говорили лет пять, что он умирает. И нас постоянно пытались к позорному столбу пригвоздить и говорили, что мы такие негодяи – умирающего человека держим, издеваемся над ним. Ну и что? Как видите, Трепашкин жив и здоров". По словам Трепашкина, после выхода из заключения он большую часть своего времени проводит в больницах и поликлиниках. 20 марта дело было принято к производству.