Членистоногие оказались идеальными космонавтами

Тихоходка Hypsibius dujardini. Фото пользователя Rpgch с сайта wikipedia.org

Эксперименты на орбите показали, что тихоходки - крошечные членистоногие размером от 0,1 до 1,5 миллиметров - способны выживать в открытом космосе. В своей работе, результаты которой опубликованы в журнале Current Biology, биологи из нескольких стран показали, что некоторые тихоходки способны полностью восстанавливать свои жизненные функции и производить жизнеспособное потомство. Коротко основные выводы учных приводит портал ScienceNOW.

Тихоходки давно известны биологам своей способностью выживать в неблагоприятных условиях. Различные виды этих членистоногих встречаются от Гималаев, где они обитают на высоте 6000 метров, до гидротермальных источников в океанах, температура воды в которых превышает 100 градусов по Цельсию. Тихоходки переносят экстремальные условия во многом за счет ангидробиоза, или высушивания. При высыхании содержание воды в организме тихоходок падает до одного процента от нормы, а тело покрывается защитной пленкой, предотвращающей испарение этих остатков. Когда среда вокруг становится более благоприятной, тихоходки возвращаются к "нормальному" существованию.

В данной работе группа биологов, ведущим из которых был Ингемар Джонссон (Ingemar Jonsson) из Университета Кристианстада, отправила на орбиту Земли два вида тихоходок - Richtersius coronifer и Milnesium tardigradum. Членистоногие провели на борту российского беспилотного аппарата "Фотон-М3" 10 дней. Всего в космосе побывало 120 тихоходок, по 60 особей каждого вида. Во время полета одна группа членистоногих, включающая оба вида, находилась в вакууме (была открыта заслонка, отделяющая камеру с тихоходками от открытого космоса), однако была защищена от солнечной радиации специальным экраном. Еще две группы тихоходок провели 10 дней в вакууме и подвергались воздействию ультрафиолета А (длина волны 400 - 315 нанометров) или ультрафиолета В (длина волны 315 - 280 нанометров). Последняя группа членистоногих испытала на себе все "особенности" космического пространства.

За время эксперимента практически все тихоходки высохли. После возвращения на "Фотон" многие из них восстановили свои жизненные функции. Особи R. coronifer не смогли пережить полный спектр воздействий (низкая температура, вакуум, ультрафиолет А и В), но некоторые из M. tardigradum выдержали. Кроме того, M. tardigradum, которые провели 10 дней в "щадящих" условиях, смогли отложить яйца, не отличающиеся от яиц тихоходок, которые провели 10 дней внутри "Фотона".

Пока ученые не знают механизмов, которые помогли тихоходкам пережить воздействие жесткого ультрафиолета космического пространства. Излучение такой длины волны вызывает разрывы и мутации ДНК. Вероятно, у тихоходок существуют специальные защитные системы, предохраняющие или быстро ремонтирующие их генетический материал. Понимание того, как живые системы способны защищаться от губительного воздействия космоса, является немаловажным для развития космонавтики и организации космических полетов на дальние расстояния и лунной базы.

00:02 25 марта 2017