Астрономы сократили подростковый период галактик

Одна из удаленных от Земли галактик NGC 4603. Новые данные предполагают, что такие галактики набирали массу на самых ранних этапах своего развития. Фото Jeffrey Newman (Univ. of California at Berkeley) and NASA

Большой коллектив астрономов из разных стран пришел к выводу, что рост галактик происходит не постепенно, а "взрывообразно". Результаты ученых опубликованы в журнале Nature, а краткое изложение работы доступно на портале Nature News.

Авторы нового исследования наблюдали небо при помощи телескопа Субару (Subaru), расположенного на горе Мауна Кеа, на Гавайях. Ученые сосредоточились на пяти удаленных галактических скоплениях, образовавшихся около пяти миллиардов лет после Большого Взрыва. Согласно расчетам специалистов, в это время масса входивших в скопления галактик уже была практически такой же, как масса самых крупных из молодых галактик.

Эти данные расходятся с предсказаниями большинства моделей роста галактик, предполагающих, что звездные скопления растут постепенно. Расчеты, выполненные на основании таких моделей, дают значения массы галактик примерно в пять раз меньше наблюдаемых.

"Классические" модели образования галактик предполагают, что звездообразование в них стимулировалось при столкновениях с другими галактиками. Ранее ученые уже высказывали сомнения в правомерности таких моделей, так как за последние годы было найдено несколько крупных галактик, которые не несли следов столкновений с соседями. При этом в таких галактиках было найдено много старых звезд.

Одна из разработанных недавно гипотез, объясняющая природу таких галактик, называет основным фактором звездообразования в них темную материю. Газ (преимущественно водород), из которого формируются звезды, может "течь" по "нитям" из темной материи. При этом газ остается достаточно холодным для того, чтобы в нем не возникали ударные волны, препятствующие образованию крупных скоплений водорода. Именно из таких скоплений рождаются звезды.

Новые наблюдения не согласуются ни с одной из теорий. Тем не менее, авторы работы считают, что дополнительные исследования поведения газа при формировании галактик могли бы "примирить" полученные данные с теорией, предполагающей участие темной материи.

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте