Астрономы обнаружили готовящуюся к взрыву звезду

Система HD 49798. Иллюстрация ESA

Международная группа исследователей обнаружила двойную звездную систему, в которой в ближайшие несколько миллионов лет произойдет взрыв сверхновой. Статья исследователей появилась в журнале Science, а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе на сайте Европейского космического агентства (ESA). Астрофизики предсказывают, что, когда произойдет взрыв, сверхновая будет видна на небе невооруженным глазом.

В рамках исследования ученые использовали данные, собранные орбитальным рентгеновским телескопом XMM-Newton. При помощи чувствительных приборов на борту аппарата ученые смогли выяснить, что двойная звезда HD 49798 готовится к катастрофическому взрыву.

Данная система, расположенная на расстоянии примерно 2100 световых лет от Земли, привлекла внимание астрономов еще в 1997 году. Тогда ученые выяснили, что система состоит из белого карлика (представляющего собой останки звезды после гравитационного коллапса) и более крупного коллеги. Карлик вращается вокруг собственной оси с периодом примерно 13 секунд и считается самым быстрым из известных на настоящий момент.

Особенностью новой системы является масса карлика, входящего в нее. Она составляет более 1,2 солнечных и продолжает расти, поскольку карлик ворует массу у соседа. При достижении массы в 1,4 солнечных (так называемого предела Чандрасекара) белый карлик взорвется.

По словам исследователей, новое открытие поможет ученым в изучении сверхновых. Совсем недавно ученые обнаружили сверхновую SN 2005E, которая не принадлежит ни к одному из известных классов. Астрофизики полагают, что странная сверхновая в прошлом могла быть белым карликом, который крал материю звезды, обогащенной гелием.

Опять задержка...