Ответственность за излучение в центре Галактики возложили на гигантские сверхновые

Мощное микроволновое излучение в центре Млечного Пути может производится гигантскими сверхновыми. Такую гипотезу, отличающуюся от общепринятой, разработала группа астрономов из разных стран. Статья авторов принята к публикации в журнал The Astrophysical Journal. Ее препринт доступен на сайте arXiv.org. Коротко о работе пишет New Scientist.

Загадочная "дымка" в центральных регионах Галактики, сформированная микроволновым излучением, была обнаружена в 2003 году зондом WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe - зонд имени Уилкинсона для исследования анизотропии микроволн). У астрономов не было единого объяснения этому явлению. Одна из популярных гипотез предполагала, что излучение образуется при столкновениях частиц темной материи - теоретически предсказанной субстанции, участвующей в гравитационном, но не участвующей в электромагнитном взаимодействии.

По версии авторов новой работы, высокоэнергетические микроволны генерируются при взрывах огромных звезд. В центре Млечного Пути отмечается повышенная концентрация таких светил по сравнению с другими регионами Галактики. Вокруг гигантских звезд "дуют" звездные ветра - исходящие от светил потоки плазмы. В полярных регионах звезд направление магнитного поля, порождаемого звездным ветром, параллельно направлению движения космических лучей - путешествующих по Вселенной частиц. Такая геометрия в совокупности с высокой концентрацией звезд в центре Галактики может способствовать увеличению энергии космических лучей. Это, в свою очередь, приводит к образованию микроволновой "дымки".

Центральный регион Млечного Пути является относительно слабо изученной областью. Предполагается, что там находится сверхмассивная черная дыра (Стрелец А*). В 2008 году астрономы выдвинули доказательства того, что вокруг Стрельца А* обращается вторая черная дыра средней величины. Кроме того, в начале 2009 года телескоп Spitzer обнаружил в центре Галактики углеродные звезды - огромные светила, в атмосфере которых преобладает углерод.