Астрономы взвесили черную дыру в центре Млечного Пути

Изображение окрестности Стрельца А*, в псевдоцветах. Фото NASA

Исследователям из Института внеземной физики Макса Планка удалось провести самые точные измерения массы черной дыры, расположенной в центре Млечного Пути, сообщает Space.com. Работа ученых появится в журнале Astrophysical Journal. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.org.

Измерения стали результатом наблюдений, которые начались 16 лет назад. В качестве объектов изучения выступали 28 звезд, расположенных вблизи центра Млечного Пути. Одна из них, получившая имя S2, даже успела за это время совершить полный оборот вокруг галактического центра (для сравнения, Солнце делает оборот более чем за 200 миллионов лет). В результате исследователям удалось получить точнейшие данные об орбитах звезд.

Используя полученную информацию, астрономам удалось вычислить массу черной дыры, расположенной в центре Галактики. Она составила 4,3 миллиона солнечных масс. Возможная ошибка измерений составляет всего 60 тысяч солнечных масс, то есть примерно 1,5 процента. Предыдущий результат, опубликованный той же группой исследователей в 2002 году, основывался на анализе всего одной орбиты звезды S2. Тогда ученым удалось получить несколько иные цифры: 3,7 миллиона солнечных масс с 40-процентной ошибкой.

Необходимо заметить, что точность измерений во многом зависит от точности определения расстояния до черной дыры. Учитывая эту неопределенность, ошибка увеличивается до 10 процентов.

Согласно современным представлениям, в центре Млечного Пути располагается, как говорят астрономы, компактный объект большой массы Стрелец А*. Ученые предполагают, что это сверхмассивная черная дыра, которая удалена от Земли примерно на 27 тысяч световых лет.

Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы