Биологи получили ДНК гигантских вымерших птиц

Группа исследователей смогла выделить ДНК из скорлупы яиц гигантских вымерших птиц возрастом 19 тысяч лет. Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B. Коротко о ней пишет New Scientist.

Ученые работали с окаменевшими яйцами моа, обитавших в Новой Зеландии, страусов эму, живших в Австралии (часть видов сохранилась до наших дней) и яйцами слоновых птиц, населявших Мадагаскар. Исследователи использовали технологию, которую обычно применяют для экстракции ДНК из костей. При использовании этого метода из костей вымывается кальций. Авторы новой работы обнаружили, что именно в нем содержится большая часть ДНК - она оказывается как бы запечатанной в матриксе из карбоната кальция.

Исследователи смогли получить ядерную ДНК и ДНК митохондрий - органелл, работающих как энергетические станции клетки. Митохондриальная ДНК меньше ядерной, поэтому она лучше сохраняется в образцах и ее легче извлечь. Однако из-за небольшого размера она несет значительно меньше информации о живом существе.

По словам ученых, скорлупа является более удобным источником ДНК не только потому, что из нее легче извлечь нуклеиновые кислоты. Дополнительным преимуществом является меньшая "привлекательность" скорлупы для бактерий, ДНК которых загрязняет ДНК искомых видов и затрудняет работу с ней. Кроме того, используя изотопный анализ скорлупы, исследователи могут определить, чем питались птицы, ДНК которых они исследуют.

Птицы, с яйцами которых работали специалисты, являются самыми крупными представителями этого класса живых существ. Так, слоновые птицы (относятся к семейству эпиорнисовых) достигали в высоту 3 метров, а их яйца по объему превосходят куриные в 160 раз. Моа дорастали до 3,6 метров, а эму - 1,9 метра.

«У нас споры решаются на понтах, авторитете и связях»