Формирование планеты засекли в реальном времени

Газопылевой диск вокруг звезды Т Хамелеона. Изображение ESO/L. Calcada

Ученые обнаружили свидетельства формирования новой планеты, происходящего практически в режиме реального времени. Две статьи исследователей с описанием новых данных опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics, а коротко они представлены в пресс-релизе Европейской южной обсерватории (ESO).

Планеты образуются вокруг светил из газопылевого диска, который остается после формирования самой звезды. Под воздействием гравитации материал диска "слипается" в комок, который постепенно увеличивается в размерах. Нарождающиеся планеты обращаются вокруг звезды, собирая на себя остатки пыли и газа. Таким образом в диске вокруг светила образуются кольцевые "проплешины".

Эта стадия эволюции планетных систем длится очень недолго (по астрономическим меркам), поэтому засечь ее непросто. Авторы новой работы анализировали данные, полученные на интерферометре массива телескопов VLT (Very Large Telescope - Очень Большой Телескоп) в Чили. Ученые наблюдали звезду Т Хамелеона, удаленную от Земли на расстояние 350 световых лет. Это очень молодое светило - по оценкам специалистов, его возраст составляет около семи миллионов лет (для сравнения, Солнцу сейчас больше 4,5 миллиарда лет).

Исследователи обнаружили вокруг Т Хамелеона газопылевой диск - его внутренний край удален от звезды примерно на 20 миллионов километров. На расстоянии одного миллиарда километров от светила в диске находится кольцевидная "проплешина", которая, с высокой вероятностью, была оставлена формирующейся планетой или же коричневым карликом (этим термином называют объекты, масса которых больше массы планет-гигантов, слишком мала для запуска реакций термоядерного синтеза, характерных для звезд). Определить, какой именно объект обращается вокруг Т Хамелеона, ученые пока не могут - современная техника пока не позволяет видеть все планеты непосредственно. Хотя несколько раз специалистам удавалось это сделать. Кроме того, астрономы даже смогли напрямую получить спектр внесолнечной планеты.

Совсем недавно другой коллектив исследователей сфотографировал двух "двойников" Солнечной системы - планетных систем, которые находятся на ранних этапах развития.

«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе