Лютеция оказалась планетезималью

21 Лютеция. Фото H. Sierks/MPIS/ESA

Астрономы установили, что астероид 21 Лютеция представляет собой планетезималь - объект, из которых в далеком прошлом сформировались первые планеты. Сразу три статьи (здесь, здесь и здесь), посвященных астероиду, появилась в журнале Science, а их краткое изложение приводят ScienceNOW и официальный сайт Европейского космического агентства (ESA).

Статьи стали результатом анализа данных, собранных аппаратом "Розетта" - в июне 2010 года произошло максимальное сближения зонда с астероидом. Тогда он пролетел на расстоянии 3162 километров от Лютеции (линейные размеры, напомним,132 на 101 на 76 километров) со скоростью 15 километров в секунду.

Первоначальный анализ позволил установить, что астероид покрыт толстым слоем (около 600 метров) пыли. Теперь ученые смогли установить, что под этой пылью находится тело с плотностью около 3,4 грамма на кубический сантиметр, что в среднем в 1,5-2 раза больше, чем плотность других астероидов. Для определения массы тела использовался дополнительный эффект Доплера, возникший из-за возмущения траектории Розетты гравитационным полем астероида.

Также астрономы установили, что разные регионы астероида имеют разный возраст (от 3,6 миллиарда до 50-60 миллионов лет), а на его поверхности встречаются огромные камни диаметром несколько сотен метров. Астрофизики полагают, что это следствие большого количества столкновений с небесными телами в поясе астероидов, и, следовательно, первоначальная форма Лютеции очень отличалась от современной.

Из этого ученые заключили, что астероид 21 Лютеция - планетезималь, то есть своего рода зародыш планеты, который когда-то имел вполне правильную сферическую форму.

Аппарат "Розетта" был запущен в 2004 году. Главной целью аппарата является изучение короткопериодической (6,6 года) кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Зонд должен приблизиться к ней в 2014 году. Исследование Лютеции, которое позволило ученым обнаружить множество новых фактов, было всего лишь второстепенной задачей аппарата.

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте