Астрономы обнаружили замедление Солнечной системы

Ученые, занимающиеся анализом данных со спутника IBEX, обнаружили, что Солнечная система замедляется относительно заполняющего межзвездное пространство газа. Статья ученых, вместе еще с четырьмя, посвященным результатам работы аппарата, появилась в Astrophysical Journal Supplement.

IBEX (Interstellar Boundary Explorer – Исследователь границ межзвездного пространства) предназначен для изучения границ Солнечной системы (об аппарате и изучаемых им явлениях "Лента.Ру" уже подробно писала). Он был запущен в космос 19 октября 2008 года и движется вокруг Земли по сильно вытянутой эллиптической орбите с апогеем в 300 тысяч километров.

Аппарат регистрирует частицы, прорывающиеся сквозь границу Солнечной системы, в частности, неионизированный гелий. Эти частицы способны проникать внутрь границы как раз благодаря отсутствию заряда - в противном случае они попали бы под действие магнитного поля, создаваемого Солнцем.

По словам исследователей, новые данные позволили оценить скорость движения создаваемого солнечным ветром пузыря в межзвездном веществе. Она оказалась равной примерно 22,8 километра в секунду. В свою очередь зонд "Улисс" в 1993 году установил, что скорость составляла 26,3 километра в секунду.

По мнению ученых, разница в скоростях может быть обусловлены тем, что Солнечная система оказалась в районе галактики, где межзвездная среда отличается от межзвездной среды региона, где наше светило было в 1993 году.

Многие вопросы, связанные с данными IBEX, смогут прояснить "Вояджеры". Первый из двух аппаратов, напомним, в декабре 2011 года добрался до последнего рубежа Солнечной системы - так называемого региона стагнации. Протяженность этого региона неизвестна, поэтому ученые не знают, когда аппарат окажется в межзвездном пространстве.