Хищники оказались безразличны к сладкому

Мадагаскарская фосса на самом деле родственница мангустов. На кошку она стала похожа в результате конвергентной эволюции. Фото Wikipedia/Bertal.

Американские биологи определили последовательность гена Tas1r2 у двенадцати различных хищных млекопитающих и установили, что многие из них потеряли способность ощущать сладкий вкус. Работа зоологов опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а с ее пересказом можно ознакомиться на сайте Nature .

Исследователи провели секвенирование гена Tas1r2, принадлежащего млекопитающим различного происхождения, объединенных исключительно мясной диетой. Среди них были дельфины-афалины, морские львы, очковый медведь, азиатская бескоготная выдра, мадагаскарская фосса и земляной волк. Было установлено, что у многих из них ген, отвечающий за чувствительность к сладкому, превратился в псевдоген, то есть потерял способность кодировать синтез белка.

Изменения в последовательности, повлекшие потерю функциональности гена у разных животных, были разными. Это значит, что потеря чувствительности к сладкому происходила в случае каждого животного независимо.

Ранее эти же авторы опубликовали работу, в которой показали нефункциональность гена Tas1r2 у кошачьих. Мутации оказались общими для всего семейства, поэтому было не понятно, является ли это случайной особенностью кошачьих или имеет отношение к пищевому рациону. Теперь авторы могут утверждать, что потеря чувствительности к сладкому является типичным примером конвергентной (сближающей) эволюции.

Сахара содержатся преимущественно в растительной пище, поэтому хищникам, которые ее не употребляют, способность чувствовать сладкое не нужна. Давление отбора на отбраковывание мутаций гена отсутствовало, что, по-видимому, и привело к его нефункциональности.

Ученые установили, что некоторые из исследованных животных потеряли способность распознавать не только сладкое. Например, афалины и морские львы потеряли способность ощущать глутамат натрия, отвечающий за "мясной вкус" - умами (его еще называют пятым вкусом наряду с соленым, сладким, горьким и кислым). Афалины, кроме того, потеряли способность распознавать горькое. Зоологи указывают, что это, вероятно, связано с их пищевым поведением - ведь они глотают пищу, вообще не пережевывая ее.

Наука и техника00:0416 октября