На Венере нашли полярные сияния

Структура облаков Венеры. Изображение получено в ультрафиолетовом диапазоне. Иллюстрация NASA/Pioneer Venus Orbiter

Астрономы обнаружили, что магнитное поле Венеры активнее, чем считалось до сих пор. В частности, на этой планете возможно образование полярных сияний. Свои результаты ученые изложили в работе, опубликованной в Science, а их краткое изложение приводится в ScienceNOW.

В рамках работы ученые анализировали данные, собранные зондом Venus Express. Известно, что магнитное поле Венеры много слабее земного. В 2000-х, однако, ученым удалось обнаружить, что поле активно взаимодействует с солнечным - в частности, за второй планетой от Солнца образуется магнитный хвост, аналогичный земному.

Также Venus Express зарегистрировал в этом хвосте структуры, которые указывают на перезамыкание силовых линий магнитного поля. Это явление связано с движением плазмы - разнонаправленные линии в ходе такого движения оказываются слишком близко друг от друга и замыкаются.

В результате топология линий меняется с выделением большого количества энергии, среди прочего разогревающей и разгоняющей заряженные частицы. В 2005 году на высоте 6-18 тысяч метров был зарегистрирован замкнутый "кусок" магнитного поля - еще одно доказательство пересоединения линий в атмосфере Венеры.

Перезамыкание связано с множеством важных процессов в магнитосфере небесного тела. Ученые говорят, что на Венере оно, например, может приводить к возникновению полярных сияний. На Земле, например, сияния возникают в результате того, что заряженные частицы, двигаясь по линиям магнитного поля планеты, сталкиваются с молекулами в атмосфере. На Венере, однако, движением частиц управляет процесс перезамыкания.

В феврале 2012 года группа астрономов из Италии, Германии и Франции опубликовала в Icarus статью, в которой показала, что венерианские сутки заметно длиннее, чем считалось ранее. Продолжительность одного дня на Венере составляет 243,023 земных дня.

00:02 25 марта 2017