У Венеры нашли озоновый слой

Структура облаков Венеры. Изображение получено в ультрафиолетовом диапазоне. Иллюстрация NASA/Pioneer Venus Orbiter

Ученые, работающие с аппаратом Venus Express, обнаружили у Венеры озоновый слой. Статья исследователей появилась в журнале Icarus, а ее краткое изложение приводит New Scientist. Помимо Земли такой слой находили еще у Марса.

Открытие было сделано после анализа данных, собранных спектрометром SPICAV (Spectroscopy for Investigation of Characteristics of the Atmosphere of Venus). Слой, то есть часть атмосферы, почти лишенная вертикальной конвекции, располагается на высоте 100 километров. Для сравнения, земной озоновый слой располагается на высоте 15-20 километров, а концентрация озона в нем на несколько порядков больше, чем в венерианском.

По словам ученых, озон образуется из углекислого газа в верхних слоях атмосферы под воздействием солнечного света. В свою очередь уничтожается данное соединение в результате реакций с участием хлора, аналогичных земным. Компьютерное моделирование позволило установить, что обнаруженная концентрация хорошо согласуется с тем, что озоновый цикл Венеры очень напоминает земной.

"'А значит ключевые химические реакции в земной стратосфере работают и на Венере", - пишут авторы в своей работе. Напомним, что точное происхождение земного озона до конца не прояснено. По мнению некоторых ученых, ключевую роль в формировании слоя могли сыграть микроскопические живые организмы. Ученые подчеркивают, что концентрация озона в атмосфере Венеры характерна для неорганического сценария образования.

Зонд Venus Express был запущен в ноябре 2005 года с космодрома Байконур. В космос аппарат вывела российская ракета "Союз". Орбиты Венеры зонд достиг в апреле 2006 года. С этого времени он занимается изучением атмосферных явлений земного соседа.

Денис СугробовБескорыстный мотив