С кометы сняли вину за гибель мамонтов и людей Кловис

Скелет мамонта. Фото Lou Gruber

Международная группа геологов представила доказательства того, что происходившие примерно в один период времени вымирание мамонтов, исчезновение культуры Кловис и начавшееся резкое похолодание не были связаны с падением кометы. До последнего времени кометная версия была одной из самых популярных. Статья ученых появилась в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.

Примерно 14 тысяч лет назад на планете после длительного периода похолодания началось Аллередское потепление. Во время этого потепления климат в низких широтах стал почти таким, как современный. Примерно 13 тысяч лет назад - в поздний дриасовый период - потепление неожиданно сменилось резким и довольно продолжительным (1,3 тысячи лет) похолоданием. Это геологическое событие совпало с исчезновением многих представителей мегафауны - например, мамонтов и мастодонтов.

В это же время в Северной Америке исчезла культура Кловис, известная по множеству артефактов. Она считается одной из первых развитых культур, возникших на территории североамериканского континента.

Согласно гипотезе, сформулированной в 2007 году, все три описанных выше события произошли после взрыва кометы над территорией современной Канады. Это вызвало резкое таяние льдов, большое количество пресной воды нарушило течения в океане, что в свою очередь привело к резкому похолоданию и, как следствие, гибели Кловис и некоторых видов мегафауны.

В рамках новой работы ученые проанализировали доказательства кометной гипотезы. Одним из основных доказательств считается обнаружение в отложениях соответствующего периода небольших шаров, содержащих титан и иридий. Последний элемент, относительно редко встречающийся на Земле, в большом количестве присутствует в таких космических объектах, как метеориты и кометы.

Теперь исследователи более подробно проанализировали состав шаров и определили, что многие соотношения редких элементов в них, равно как и количество иридия, характерны для земной коры. Кроме этого, все шары были найдены в отложениях, характерных для болотистой местности. Такие же шары в таких же отложениях ученым удалось найти в Чили. По словам исследователей, взрыв кометы в Канаде просто не мог раскидать материал так далеко на юг. В 2009 году похожее исследования ученых из Университета Вайоминга позволило установить, что образцы грунта того времени, взятые в других регионах, не содержат излишка шаров.

Из этого ученые заключили, что подобные сферы образовались, скорее всего, в результате некоторых естественных процессов. То есть, взрыва кометы 13 тысяч лет назад над Северной Америкой не было. Новые результаты уже подверглись критике со стороны авторов оригинального исследования 2007 года. Они заявили, что в новой работе не использовался анализ частиц на предмет условий их образования - для этого поверхность шаров обычно изучают с помощью электронного микроскопа.

Поигрались и хватит