Астрономы продлили позднюю тяжелую бомбардировку

Падение метеорита глазами художника. Иллюстрация D. Davis/Nature News

Астрофизики установили, что поздняя тяжелая бомбардировка продолжалась как минимум на 600 миллионов лет дольше, чем считалось до сих пор. Сразу две статьи, посвященные этому вопросу, появились в журнале Nature (1 и 2), а их краткое изложение приводит Nature News.

Поздняя тяжелая бомбардировка - период в истории Солнечной системы (с 4,1 миллиарда лет назад по 3,8 миллиарда лет назад) , когда на каменистые планеты выпало огромное количество метеоритных осадков. В рамках первой работы ученые из США предложили способ оценки интенсивности осадков. При столкновении метеорит испаряет массу, примерно равную собственной. После удара раскаленная материя конденсируется в воздухе с образованием так называемых сферул - небольших шариков застывшей материи.

Эти шарики выпадают на Землю в виде осадков. По расчетам ученых, если диаметр упавшего тела был достаточно большой - свыше 10 километров, - то сферулы должны были оседать по всей планете. Таким образом, анализируя древние отложения на наличие таких шариков, ученые могут определить, падали ли в то время на Землю крупные метеориты, а также оценить массу и скорость этих небесных тел (последние два параметра сказываются на количестве и строение сферул). Проведя анализ древних отложений, ученые установили, что поздняя тяжелая бомбардировка закончилась не 3,8 миллиарда лет назад, а 3,2 миллиарда лет назад.

Во второй работе ученые проанализировали астрономические причины "продолжения" бомбардировки. Согласно современным представлениям, она была вызвана изменением орбит Юпитера и Сатурна после формирования Нептуна и Урана. В рамках второй работы, опубликованной в Nature, ученые предположили, что пояс астероидов в прошлом начинался на расстоянии 1,7 астрономической единицы от Солнца вместо сегодняшних 2,1 астрономической единицы (астрономическая единица равна среднему расстоянию от Солнца до Земли).

В результате гравитационного воздействия со стороны планет-гигантов астероиды на границе пояса перешли на орбиты с большим наклонением. Как следствие, они сталкивались с каменистыми планетами Солнечной системы позже, чем другие небесные тела. По словам ученых, некоторые из этих тел продолжали падать на Землю вплоть до 2 миллиардов лет назад.

В ноябре 2011 года в Nature появилась статья, авторы которой с помощью поздней тяжелой бомбардировки смогли объяснить существование у Луны магнитного поля в прошлом. Следы этого были обнаружены еще в образцах, собранных "Аполлонами", однако до последнего времени ученые не могут прийти к согласию о том, как это получилось. По одному из сценариев существование поля поддерживалось поздней тяжелой бомбардировкой.

Осторожно, зашквар
Фильм «Крым», певица Бузова и активный Панин: WTF?!
Парю где хочу